Старое интервью

Nov 03, 2011 13:59





















На сайте Таганки нашёл  это старое интервью , решил поделиться им с Вами.Жаль что замечательный журнал о барабанщиках в котором оно и вышло закрылся, спектакль  "Электра"  -сняли  а Юрий  Петрович Любимов больше не руководит театром......................................................................................................................но на концерте 27го ноября я решил сыграть композицию из "Электры" написанную Мидори Такада.
Петр Главатских
Рубрика «И стар и млад»

Журнал “Back Beat” № 7

3 марта сего года на Малой сцене Театра на Таганке состоялся сольный концерт мультиперкуссиониста и маримбафониста, аспиранта Московской и Штутгартской консерваторий Петра Главатских. Событие даже для такого музыкального города, как Москва, не частое. Тем более на подмостках легендарного театра Юрия Любимова. Дело в том, что Петр Главатских участвует в спектакле «Электра», поставленном на сцене Таганки японским режиссером Тадаси Судзуки. Изначально партию ударных, которые сопровождают все действие пьесы, исполняла великая японская перкуссионистка, профессор Токийской консерватории Мидори Такада. Так случилось, что Петр любезно предоставил свою маримбу знаменитой коллеге, познакомился с ней, имел
возможность наблюдать за работой мастера, а затем, когда Мидори Такада уехала назад в Японию, Юрий Петрович Любимое пригласил Главатских занять ее место в спектакле.

«Там все как в античной трагедии. Любое событие здесь сопровождается ударными. Других инструментов нет. Это авторский театр. Музыка написана госпожой Такада. Но каждый спектакль - особый случай, надо ориентироваться по репликам, по действию».

А в 2008 году, после сольного концерта Петра в стенах театра, главный режиссер ввел его в репертуарный спектакль - «Марат и маркиз де Сад».
На концерте 3 марта были исполнены произведения Янниса Ксенакиса, Кейко Абе, Жана Баллиса, Эндрю Томаса, Небойши Живковича, Нея Розауро. Петр Главатских лишний раз показал, что современная музыка для ударных имеет свою аудиторию, что она может звучать с концертных подмостков наравне с любой другой, более привычной для обывательского уха. Все здесь приковывало к себе внимание публики, заполнившей зал до отказа. И математически выверенная архитектоника магических ритуалов “Rebonds” («Отскоки») Ксенакиса, где Главатских продемонстрировал довольно трудно достижимую динамическую ровность звучания принципиально разных инструментов. И созерцательные, и порой непредсказуемые
"Вариации на тему японских детских песен Кейко Абе. И зажигательная пьеса “Ilijas” Живковича. И «Концерт для струнных и маримбы N 1» Нея Розауро, в котором Петр предстал настоящим виртуозом-маримбафонистом.
Надо иметь определенную смелость, чтобы признать тот факт, что далеко не все становятся ударниками по призванию. А точнее - довольно внушительный процент среди нашего брата взял палки от безысходности. Вот и Петя Главатских начал свое обучение в музыкальной школе при Уральской консерватории со скрипки.

«Я делал все, чтобы на ней не играть. Я подпиливал струны надфилем, а потом говорил, что у меня что-то скрипка низит. Натягивал струну колком - она и лопалась. Все, заниматься не получится. И я шел играть в футбол».

Потом педагог сказала Петиной маме, что у него нет ни чувства ритма, ни координации, чему Петя очень обрадовался. Ему совсем не хотелось быть «белой вороной» в глазах дворовых ребят. Тем не менее, после определенных мытарств Петя Главатских попал в класс ударных Л. Г. Кумище.

«Просто было мало народу на ударные. Ему сказали, что есть такой мальчик. Мы его хотим выгонять. Ну, будем честно говорить, у нас же обычно так на ударные и берут».

Пете понравилось. Во время учебы он создал собственное джазовое трио, работал ксилофонистом в концертной бригаде филармонии. Это была неплохая школа. В Москве Петр Главатских учился сначала в Мерзляковке у Анатолия Васильевича Курашова, который и помог молодому музыканту постичь основы исполнительства. Он отправил Петра на конкурс «Созвездие Югры» в Ханты-Мансийск, в жюри которого должен был быть Валентин Михайлович Снегирев - к нему Главатских собирался поступать в консерваторию. Снегирев так и не приехал, а Петр получил первую премию. В Консерваторию к Снегиреву Главатских в итоге поступил и с успехом ее закончил. В бытность свою студентом Петр работал в народном оркестре Н. Некрасова.

«Классное время было. Там можно было импровизировать, придумывать разные партии. Николай Николаевич это всегда поощрял. И он давал мне возможность играть на ксилофоне сольные партии с оркестром. Публике нравилось, и я получал хорошую закалку. Не многие имеют такую возможность. Это немножко другое, чем в классе под фортепьяно.»

Потом был театр «Новая опера», а сегодня Петр Главатских - регулятор группы ударных оркестра Музыкального театра им Станиславского и Немировича-Данченко.
Стремление к самосовершенствованию привело Петра на международный конкурс музыкантов немецкой телекомпании ARD в Мюнхен, но ему не удалось пройти даже на второй тур.

«Я считаю, что мы не могли конкурировать с нашими европейскими коллегами. Надо это признать. Пропасть по части технологии не такая уж большая. Но они в этом материале. Ксенакиса все играют наизусть, для них он - классика. Как для нас - „Бурлеска“ Шостаковича на ксилофоне».

Когда Главатских получил ноты конкурсной программы, он был просто в шоке. Отсутствие серьезного образования в области современной музыки для мультиперкуссии давало о себе знать. Петя, как и все консерваторские ударники, учился на оркестровом факультете, и готовили его к оркестровой работе. Тут на помощь пришел друг - Дмитрий Щепкин.

«Этот человек - просто энциклопедия ударных. Он знает все. Он говорит на иностранных языках. Просто здорово, что он есть. Я всегда рад общению с ним. Иногда он зовет меня поиграть в ансамбль Студия новой музыки. Это так почетно».

В свое время Главатских понял, что надо иметь свою маримбу, взял кредит и купил инструмент. А в прошлом году поехал на конкурс маримбафонистов в Штутгарте, где и познакомился с
величайшей японской перкуссионисткой Кейко Абе. На сей раз он дошел до третьего тура. Петр попал в восьмерку сильнейших, и имел возможность заниматься с королевой маримбы.

«Она ставит две маримбы. Ты играешь ее пьесу, а она поверх этого импровизирует. Интересно».

С маримбой все более или менее понятно, а вот с мультиперкуссией - сложнее. В консерваторском классе ударных установку для Штокхауэена и поставить-то негде, не говоря уже об отсутствии инструментов.

«Я в мюнхенской Hochschule сначала ничего не понял. Как на завод попал. Там можно все выбрать - одних бонго пар двадцать. Больших барабанов, и таких, и сяких, с пластиком, с кожей. Целая система классов, изолированных, с хорошей акустикой. Можно спокойно одному заниматься».

По мнению Петра Главатских, в российской высшей школе современный репертуар для мультиперкуссии практически отсутствует по причинам весьма приземленным: нет материальной базы. Это и помещения, и инструментарий. Тем не менее, Петр с оптимизмом смотрит в будущее сольной составляющей своей профессии. Долгое время он находился в плену стереотипа: современную музыку никто, кроме профессионалов, слушать не может. Ведь нас с детства учили, что вот есть Чайковский, а вот тут еще и музыка XX века. Но вы же понимаете. Это все так не серьезно, для ознакомления. Сегодня Главатских уверен в обратном.

«Приходят совершенно неподготовленные люди. Я вообще удивляюсь, как они досиживают до конца концерта! Я вижу молодых ребят, они все это слушают. Им интересно. 100-150 мест - это наши залы. Потихонечку все будет подниматься, как из андеграунда. Ведь искусство часто так и начинается. Есть разные арт клубы. Мне кажется, мест, где может звучать подобная музыка, сегодня достаточно».

Правда, следует заметить, что современная мультиперкуссионная музыка «поднимается из андеграунда» вот уже четвертый десяток лет, с тех пор как Марк Пекарский создал свой ансамбль ударных инструментов. Но и тут Петр настроен оптимистично:

«А сегодня у Пекарского свой абонемент в Консерватории! Четыре абонементных концерта в год в Рахманиновском зале! И он набирает зал. Мало какой струнный квартет может этим похвастать. А Пекарский это делает!»

Конечно, перед глазами Петра Главатских есть примеры перкуссионистов-солистов высшего эшелона: Живковича, Эвелин Гленни. Они заняты исключительно сольной карьерой и с успехом собирают полные залы, играя только современную музыку для маримбы и мультиперкуссии. Но Петр,
несмотря на позитивный настрой, пока не планирует расставаться с работой оркестровой, которая дает возможность заработать на жизнь.

«В Европе концертировать гораздо проще. Они там только палки с собой возят. Зато у них этого так много, что и интереса настолько большого нет. А у нас есть. Если мы все будем регулярно играть - Митя Щепкин, Андрей Дойников, будем вести просветительскую деятельность, то у нас произойдет скачок!»

И Петр Главатских, похоже, неуклонно движется в этом направлении. Концертирует, учится заочно в Штутгарте, где у него есть возможность не только познать секреты мастерства, но и оценить собственное положение в мире академических ударных.

«Там народ куда трудолюбивее, чем наши ребята. Правда, немцев на всех них найдется всего ничего. Остальные - китайцы, корейцы и японцы. Они просто живут этим. Занимаются круглосуточно, с полным погружением. У них и конкуренция страшная, и уровень очень высокий».

Да, нам пока далеко до Европы, а теперь еще и до Азии. Но будем надеяться, что энтузиазм таких музыкантов, как Петр Главатских. со временем даст свои результаты

«Главное, чтобы то, что ты делаешь, доставляло тебе самому удовольствие. Кого и чем в Москве удивишь? Да никого и ничем! Вот я и занимаюсь любимым делом, не строя особо далеко идущих планов».

Григорий Дурново.

"Путешествие в ритм", Театр на Таганке, маримба, marimba, МГК, консерватория, дни маримбы в москве, концерт, куда сходить, percussion

Previous post Next post
Up