4. Advent und Sankt Maria im Kapitol

Dec 22, 2024 16:55




В последнее воскресенье перед Рождеством решил показать одно из ценнейших и одновременно не слишком широко известных сокровищ средневекового искусства в Кёльне -- деревянные врата XI в. из базилики Богоматери на Капитолии, древнейшие из сохранившихся в Европе резных церковных врат, изготовленных не из бронзы.


И.С. Бах, кантата "Bereitet die Wege, bereitet die Bahn!" BWV 132 для 4-го воскресенья Адвента. Исполнители:
Эва Олтиваньи (сопрано), Маркус Форстер (контртенор), Юлиус Пфайфер (тенор), Вольф-Маттиас Фридрих (бас), солисты оркестра Санкт-Галленского Баховского общества, дирижёр Рудольф Лутц, запись из приходской церкви в Трогене (Швейцария) 22 декабря 2006 г.

Видео почему-то не вставляется.

Общий вид врат в южном боковом нефе.




Поближе. Сцены на воротах изображают жизнь Христа от рождения до вознесения.







Сцены нижнего яруса плохо сохранились.







Отдельные сцены по порядку. Сверху вниз на левой створке: Благовещение и посещение Марией Елизаветы. По краю вьётся латинская надпись, объясняющая содержание изображений.




Возвещение ангелов пастухам и Рождество. Пастухи, как и положено, напуганы и потрясены.




Волхвы перед царём Иродом; поклонение волхвов.




Сон Иосифа (а кто там сидит у Иосифовой кровати?) и бегство в Египет (у Иосифа милые кренделя на посохе).




Посланцы перед Иродом; посланцы спрашивают совета у книжника (судя по всему, это какие-то апокрифические эпизоды, в евангелии от Матфея таких подробностей нет). Не забывайте обращать внимание на резьбу вокруг.




Ирод посылает воинов в Вифлеем (у одного из них нет головы); избиение младенцев.




Сретение и Крещение.




Согласно стенду в церкви, в нижнем ярусе изображено искушение Христа в пустыне, но на каком основании сделан этот вывод, мне неясно. Этот ярус больше похож на изображения, допустим, некоторых апостолов.




Сверху вниз на правой створке история Страстей: Въезд Христа в Иерусалим. Трещина проходит прямо по шее у бедного ослика.




Исцеление слепого и воскрешение Лазаря.




Христос с учениками в Гефсиманском саду; призвание Петра.




Тайная вечеря (хронологическая последовательность очевидно нарушается). Апостолов резчику удалось изобразить всего девятерых; лик Христа не сохранился.




Вознесение (верхняя часть; ангелы и полумесяц); Распятие; голове Спасителя снова не повезло.




Вознесение (нижняя часть; апостолы); жёны-мироносицы и ангел у пустого гроба; неверху, видимо, спящие стражники.




Нисхождение Святого духа.




В нижнем ярусе, согласно стенду, третье искушение в пустыне и Христос в окружении двух ангелов; как видно, сколько-нибудь прилично сохранились лишь стопы и пальцы ног, да нимбы. Мне эта интерпретация представляется не только недостаточно обоснованной, но и неубедительной по композиционным причинам, но специалистам видней.




Декор створок и остатки надписи.




Сцены Распятия, Воскресения и Вознесения вместе.




Спасибо за внимание.

Ceterum censeo bellum ucrainicum finiendum et dictaturam putini delendam esse.

romanesque, deutschland, Köln, video, music, bach, sculpture, photos

Previous post Next post
Up