В последнее воскресенье перед Рождеством решил показать одно из ценнейших и одновременно не слишком широко известных сокровищ средневекового искусства в Кёльне -- деревянные врата XI в. из базилики Богоматери на Капитолии, древнейшие из сохранившихся в Европе резных церковных врат, изготовленных не из бронзы.
И.С. Бах, кантата "Bereitet die Wege, bereitet die Bahn!" BWV 132 для 4-го воскресенья Адвента. Исполнители:
Эва Олтиваньи (сопрано), Маркус Форстер (контртенор), Юлиус Пфайфер (тенор), Вольф-Маттиас Фридрих (бас), солисты оркестра Санкт-Галленского Баховского общества, дирижёр Рудольф Лутц, запись из приходской церкви в Трогене (Швейцария) 22 декабря 2006 г.
Видео почему-то не вставляется.
Общий вид врат в южном боковом нефе.
Поближе. Сцены на воротах изображают жизнь Христа от рождения до вознесения.
Сцены нижнего яруса плохо сохранились.
Отдельные сцены по порядку. Сверху вниз на левой створке: Благовещение и посещение Марией Елизаветы. По краю вьётся латинская надпись, объясняющая содержание изображений.
Возвещение ангелов пастухам и Рождество. Пастухи, как и положено, напуганы и потрясены.
Волхвы перед царём Иродом; поклонение волхвов.
Сон Иосифа (а кто там сидит у Иосифовой кровати?) и бегство в Египет (у Иосифа милые кренделя на посохе).
Посланцы перед Иродом; посланцы спрашивают совета у книжника (судя по всему, это какие-то апокрифические эпизоды, в евангелии от Матфея таких подробностей нет). Не забывайте обращать внимание на резьбу вокруг.
Ирод посылает воинов в Вифлеем (у одного из них нет головы); избиение младенцев.
Сретение и Крещение.
Согласно стенду в церкви, в нижнем ярусе изображено искушение Христа в пустыне, но на каком основании сделан этот вывод, мне неясно. Этот ярус больше похож на изображения, допустим, некоторых апостолов.
Сверху вниз на правой створке история Страстей: Въезд Христа в Иерусалим. Трещина проходит прямо по шее у бедного ослика.
Исцеление слепого и воскрешение Лазаря.
Христос с учениками в Гефсиманском саду; призвание Петра.
Тайная вечеря (хронологическая последовательность очевидно нарушается). Апостолов резчику удалось изобразить всего девятерых; лик Христа не сохранился.
Вознесение (верхняя часть; ангелы и полумесяц); Распятие; голове Спасителя снова не повезло.
Вознесение (нижняя часть; апостолы); жёны-мироносицы и ангел у пустого гроба; неверху, видимо, спящие стражники.
Нисхождение Святого духа.
В нижнем ярусе, согласно стенду, третье искушение в пустыне и Христос в окружении двух ангелов; как видно, сколько-нибудь прилично сохранились лишь стопы и пальцы ног, да нимбы. Мне эта интерпретация представляется не только недостаточно обоснованной, но и неубедительной по композиционным причинам, но специалистам видней.
Декор створок и остатки надписи.
Сцены Распятия, Воскресения и Вознесения вместе.
Спасибо за внимание.
Ceterum censeo bellum ucrainicum finiendum et dictaturam putini delendam esse.