Продолжим прогулку по
Любляне. В
прошлый раз мы в очередной раз остановились у здания почтамта на углу проспекта Словении и
Чоповой улицы. Сейчас мы пройдёмся по нескольким улицам и площадям с особенно красивыми домами в стиле модерн.
Дом № 3 по Далматиновой улице, построенный в 1903 г. Робертом Смеловским.
Портал особенно красив, хоть и несколько обшарпан.
Дом с башенкой на углу Цигалетовой улицы.
Так называемый
дом Погачника, № 1 по Цигателовой улице, построенный уже знакомым нам Кириллом Мефодием Кохом в 1902 г.
Портал с рельефом, изображающим женщину, о которой я могу сказать лишь, что это не Горгона, не Паллада и не Афродита. Флора?
Следующий
дом того же архитектора расположен на углу Цигалетовой и Тавчаревой улиц, и имеет № 3 по первой из них. Это несомненно выдающийся образец архитектуры и декора.
Балкон.
Фасад со стороны Цигалетовой улицы.
Декор верхнего этажа и карниза.
Башенка с маскаронами и монограммой, возможно, связанной с владельцем или заказчиком дома, но никакой информации об этом я не нашёл.
Окно башенки.
Башенка со стороны фасада, выходящего на Тавчареву улицу. Обратите внимание на декор стены между этажами.
Мезонин с полукруглым карнизом на том же фасаде.
Под прямым углом.
Декор стены и окон под мезонином. Балконная решётка также заслуживает внимания.
Фасад целиком.
Изящно-минималистический балкон над порталом.
Вид на дом через дорогу (№ 5).
Этот
дом также построил в 1905-6 гг. Кирилл Мефодий Кох. Он более тривиален.
На следующем доме моё внимание привлекла скульптура кормящей матери.
Вернёмся к пересечению Цигалетовой и Тавчаревой улиц, которое находится на углу парка имени
Франца Ксавера Миклошича (1813-1891), великого филолога, основоположника сравнительно-исторического изучения славянских языков. Деревья в парке.
Памятник Миклошичу.
У этого памятника очень поучительная
история. Бюст Миклошича работы Тине Коса (1926) стоит на мраморном пьедестале работы Светослава Перуцци (1908), предназначенном для бюста императора Франца Иосифа. Что ж, хорошо бы властителям всегда помнить, чьи они современники.
С другой стороны парк выходит на знаменитую
улицу Миклошича, на которой находятся наиболее выдающиеся образцы люблянского модерна. Я ходил по ней несколько раз в разное время суток, так что материала довольно много и сегодня мы увидим далеко не всё.
Дом Криспера (№ 20), архитектор Макс Фабиани (1900-1).
Угловая башенка с балконом.
Дом Регалли (№ 18), архитектор Франц Бернекер, скульптор Светослав Перуцци.
Также с угловой башенкой.
Декор башенки.
Угол.
Портал с атлантами.
Дом Бамберга (№ 16), архитектор Макс Фабиани (1907).
Он примечателен маскаронами под карнизом.
Напротив находится большое здание (№ 7а), о котором мне не удалось ничего найти.
Детали фризов на фасаде.
Св. Мартин и нищий.
Некто на горном козле.
Декор окна и стен.
Общий вид улицы в сторону францисканского костёла.
Весёлый фонтан во дворе современного здания.
Деталь оного здания.
Далее рядом с совсем непримечательной коробкой мы видим
дом № 8 -- здание кооперативного банка, построенное архитектором Иваном Вурником в 1922 г.
Цвет и декор здания могут показаться избыточными, но это несомненно выдающееся и очень оригинальное строение.
Верхние окна и карниз. Обратите внимание на то, как переходят друг в друга разные элементы декора.
Портал и эркер над ним.
Эркер.
Окна средних этажей.
Верхние этажи снова.
Деталь нижнего этажа.
Вид снизу вверх.
На этом остановимся, чтобы в следующий раз продолжить изучать люблянский югендстиль.
Спасибо за внимание.