Продолжается юбилейная
неделя Бетховена, и с неизбежностью пришёл черёд струнных квартетов. В этом жанре Бетховен достиг поистине невероятных высот и глубин -- начиная с в не малой степени революционного цикла шести ранних квартетов Ор. 18, каждый из которых являет собою небольшой шедевр, и заканчивая последними квартетами и Большой фугой, выразительная сила и экспрессионизм которых выходят далеко за рамки музыкального языка XIX века. Сегодня мы послушаем один из "средних" квартетов Бетховена -- квартет № 10 Es-dur Op. 74 (1809), традиционно называемый "Арфой" из-за обильного использования пиццикато и арпеджио в первой части. В этом квартете представлены самые разные настроения, от героического в первой части и особенно в скерцо, являющегося драматической кульминацией всего сочинения и явно перекликающегося с 5-й симфонией, до лирической меланхолии Адажио и жизнеутверждающих вариаций финала. Предлагаю запись Итальянского квартета (Quartetto Italiano: Paolo Borciani, Elisa Pegreffi, Piero Farulli, Franco Rossi), сделанную в 1956 г. Интерпретация всех квартетов Бетховена этим выдающимся ансамблем до сих пор, на мой взгляд, остаётся эталонной.
Click to view