Hamburg VII: Kunsthalle: Mittelalter

Sep 30, 2019 00:02

В продолжение осмотра Гамбурга предлагаю теперь посетить главный художественный музей города - Kunsthalle с великолепным собранием старых и новых мастеров. Музей был основан в 1849-1850 гг. и сейчас как раз отмечает свой юбилей. Предупреждаю, что в музеях я фотографирую (если это разрешено) только то, что мне нравится и что удаётся снять относительно прилично, так что многое в кадр по тем или иными причинам не попало. Сегодня мы осмотрим здание и зал с северогерманскими средневековыми алтарями, которые мне были наиболее интересны.

Кунстхалле расположен в весьма импозантном здании, построенном в 1860-е годы архитекторами Георгом Теодором Ширрмахером и Германом фон дер Худе.













На фасаде статуи художников. Лукас Кранах.







Парадная лестница.







Главный вестибюль украшен живописными панно; кто их писал, я не знаю.
















Какой-то зал в античном стиле без экспонатов.




Перейдём в зал с готическими алтарями и начнём с ряда работ Мастера Бертрама (ок. 1345-ок. 1415), родившегося в Миндене в Вестфалии, но всю взрослую жизнь проведшего в Гамбурге. Это один из самых значительных немецких художников позднего Средневековья.
Двустворчатый алтарь из церкви Св. Петра в Букстехуде, изображающий Успение и Коронацию Богоматери (датируется после 1395 г.). Напоминаю, что фотографии можно увеличивать.




Коронация полностью сохранилась и великолепна с точки зрения композиции и колористики; обратите внимание на четырёх львов у ног Богоматери и Христа и на ангелов с кадилами и музыкальными инструментами (особенно на скрипача справа). Тут очевидно влияние итальянской живописи, которого нет в более ранних работах мастера (см. далее).




Двустворчатый алтарь Благовещения из Харвестехуде (ок. 1410). Фигуры архангела и Марии мне не очень нравятся, зато какая уже ренессансная трава у их ног!




Большой триптих из Букстехуде (не ранее 1390 г.), изображающий сцены из жизни Марии и детство Христа. Удачно снять его целиком у меня не получилось, но можно посмотреть на сайте музея.




Посмотрим фрагменты. Обрезание и Поклонение волхвов.




Сверху, видимо, жертвоприношение Иоакима и благовещение Анне.




Сверху Иоаким и Анна, рождество Марии и Благовещение Марии; внизу Сретение, Ирод отдаёт приказ об избиении младенцев, бегство в Египет.




Сверху Благовещение и встреча Марии и Елизаветы; снизу бегство в Египет и ребёнок Христос с книжниками.




Сверху Рождество и Благовещение пастухам, снизу неясная мне сцена и брак к Кане Галилейской.




Главное творение Мастера Бертрама - так называемый Грабовский Алтарь, созданный в 1379-1383 годах и находившийся в церкви Св. Петра. Алтарь изображает Сотворение мира, истории ветхозаветных патриархов и Рождество и детство Христа. В дальнейшем изложении я пользовался подробной статьёй из немецкой википедии.




Рассмотрим по частям. Сверху отделение света от тьмы и низвержение Люцифера, разделение суши и вод, сотворение звёзд; снизу жертвы Авеля и Каина, убийство Авеля, постройка Ноем ковчега.




Далее. Сверху сотворение растений, животных и Адама; снизу жертвоприношение Авраама, Исаак обещает благословить Исава, благословение Исааком Иакова.




Далее. Сверху сотворение Евы, Бог запрещает Адаму и Еве есть плоды с Древа познания, грехопадение; снизу Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов.




Вторая створка. Сверху Бог призывает Адама и Еву, изгнание из рая, Адам и Ева трудятся; снизу Сретение, Избиение младенцев и самое раннее в истории живописи изображение отдыха Святого Семейства по пути в Египет, ставшего излюбленным сюжетом живописи Северного Возрождения.




Некоторые фрагменты ещё более крупным планом. Рождество.




Поклонение волхвов. Один из них приподнимает корону.




Адам и Ева у Древа познания.




Жертвоприношение Авраама.




Исаак, Ревекка и Исав.




Сотворение живых существ.




Это ещё не всё. Музейщики решили отделить внутренние створки алтаря от внешних, так что теперь полюбуемся на великолепные резные скульптуры на внутренних створках.







Всего на алтаре 56 скульптур, окружающих Распятие и изображающих различных святых, пророков и отцов церкви. На левой створке сверху Урсула Кёльнская, Гереон Кёльнский, три волхва и Мария Магдалина; снизу пророки Осия, Даниил, Иезекииль, Исайя, Иеремия и апостол Фома.




Далее сверху Аполлония, Агата, Агнеса, Цецилия и Кристина; снизу апостолы Варфоломей, Иаков Алфеев, Иоанн, Андрей и Пётр.




Справа от распятия сверху Доротея, Маргарита Антиохийская, Екатерина Александрийская, Варвара и Гертруда; снизу апостолы Павел, Иаков старший, Матфий, Филипп и евангелист Матфей.




Правая створка: сверху Елизавета Тюрингская, архангел Михаил, Св. Стефан, Эразм, Лаврентий и пророк Михей.




Архангел Михаил крупным планом.




В самом верху находятся бюсты пророков, разумных и неразумных дев; снять их всех мне не удалось.




В пределле отцы и учителя церкви с изречениями: Ориген, Амвросий, Августин.




Ангел и дева Мария.




Иоанн Креститель, Дионисий Александрийский и Иоанн Златоуст.




Иоанн Златоуст, Бернард Клервосский и Бенедикт Нурсийский.




Ещё я догадался снять алтарь сбоку:







На закуску ещё два небольших алтаря того же времени, но других мастеров. Этот очаровательный алтарь Рождества (фигурка Младенца, видимо, безвозвратно ушла погулять) вообще неопознанный.




Этот изящный триптих с Мадонной датируется 1380 г. и приписывается мастеру из Ахена.




Думаю, что на сегодня хватит. В следующий раз осмотрим прочих старых мастеров. Спасибо за внимание.

hamburg, deutschland, meister bertram, sculpture, photos, painting, gothic

Previous post Next post
Up