"По прочтении псалма" в КЗЧ

May 21, 2019 00:54

Сегодня впервые слушал живьём монументальную кантату Танеева "По прочтении псалма" на стихотворение Хомякова, в свою очередь являющееся переложением 49-го псалма. Исполняли солисты (о них ниже), Московский академический камерный хор и Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, почти единственного нашего значительного музыканта, регулярно отдающего дань творчеству Танеева. Это сочинение, которое я до того слушал несколько раз в записи (в том числе и с Плетнёвым), в живом исполнении произвело впечатление колоссальное, если не сказать ошеломляющее. Ничего подобного в русской музыке не было ни до, ни после, да и отнести кантату к "русской" музыке можно лишь с немалою условностью - не называем же мы "Торжественную мессу" Бетховена музыкой "латинской". "Торжественную мессу" я упомянул не случайно - кантата Танеева в чём-то перекликается с нею, а ещё с Вагнером - с "Кольцом" и "Парсифалем". С другой стороны, в некоторых эпизодах слышны отголоски будущих симфоний Прокофьева и Шостаковича.
Что касается исполнения, то сравнивать-то почти что не с чем; оркестр и хор звучали хорошо и в целом слаженно, несмотря на местами очень быстрые темпы. Особенно хороши были всё же более лирические эпизоды, где все голоса были слышны лучше. Из солистов мне понравилась лишь меццо-сопрано Агунда Кулаева, довольно хорошо певшая арию "Есть дар бесценный"; другие солисты (сопрано Алина Яровая, тенор Игорь Морозов и бас Пётр Мигунов), певшие в квартете "Предо Мною земля со всех концов", мне удачными не показались, а жаль, поскольку музыка этого квартета замечательная. К сожалению, русская музыка обречена страдать от низкого уровня вокала.
Под катом - видеозапись исполнения кантаты под управлением Плетнёва в 2013 с теми же оркестром, меццо-сопрано и басом, но другими сопрано, тенором и хором.


image Click to view



Плетнёв, vocal, music, Танеев, concerts

Previous post Next post
Up