На прошлой неделе времени написать о концерте не было совсем, так что напишу сразу о двух. Оба были в концертном зале "Зарядье".
В пятницу 9 марта я слушал Юлию Лежневу с ансамблем "La Voce Strumentale" под руководством скрипача Дмитрия Синьковского. В программе были арии из опер Риккардо Броски и Карла Генриха Грауна и мотет Вивальди "In furore iustissimae irae" (один из коронных номеров Лежневой) и его же ария "Domine Deus" из "Глории". Лежнева как всегда пела божественно, особенно убедительно ей удаются, по-моему, лирические арии с более медленным темпом; в быстрых колоратурах её голос порою всё же звучит резковато. Было целых пять бисов, три из них - арии Генделя, причём одну из них Лежнева с Синьковским спели дуэтом (напомню, что он не только скрипач-виртуоз, но и контртенор) - "Vivo in te" из "Тамерлана" (см.
здесь). Значительную часть концерта, однако, занимали сугубо оркестровые номера: Адажио и фуга g-moll Франца Ксавера Рихтера (1709-1789), концерт для скрипки и струнных D-dur Op. 7 № 2 Жана-Мари Леклера (1697-1764), концерт для трёх скрипок F-dur TWV 53:F1 Телемана и кончерто-гроссо d-moll Ор. 5 № 12 Франческо Джеминиани (вариации на испанскую фолию). Должен сказать, что игра оркестра La Voce Strumentale показалось мне скорее яркой, чем чистой; как в оркестровых вещах, так и в аккомпанементе голосу хотелось бы большей аккуратности в динамике. Больше всего мне понравлся в их исполнении Рихтер; концерт Леклера показался, честно говоря, пустой виртуозностью, и во многом то же можно сказать и о концерте Джеминиани.
В качестве иллюстрации предлагаю послушать в исполнении Лежневой арию "A tanti pianti miei" из оперы Грауна "Армида"; ансамблем "Concerto Köln" дирижирует Михаил Антоненко.
Click to view
О том же концерте
написал по горячим следам профессиональный музыкант
yudinkostik; его мнение с моим, естественно, не совпадает, но в чём-то перекликается.
В четверг 14 марта я слушал прославленный ансамбль "Europa Galante" под управлением Фабио Бьонди и великого английского тенора Йэна Бостриджа. Они исполняли итальянскую музыку первой половины XVII века с вкраплением Пёрселла: две сонаты Дарио Кастелло (1590-1658), два мадригала Монтеверди, "Capriccio Stravagante" Карло Фарины (1600-1639), "Элегию на смерть Королевы Марии" Пёрселла и четырёхголосный ричеркар Фрескобальди. Вся инструментальная музыка, как будто проходящая по разряду "лёгкой", была сыграна как будто специально так, чтобы подчеркнуть её интеллектуальную составляющую, даже и особенно в "Причудливом каприччио" Фарины, где лают собаки, мяукают кошки и вообще периодически звучит скорее Шостакович, чем раннее барокко. Уровень игры Europa Galante, конечно, несравненно выше, чем у ансамбля Синьковского; тут всё выверено до мелочей и звучит идеально. Надо сказать, что музыка эпохи Монтеверди, как мне кажется, в ряде отношений сложнее для исполнения (уж для восприятия точно), чем музыка "высокого барокко", в первую очередь из-за не столь строгой структурированности, и убедительное исполнение её требует особого мастерства.
Бостридж пел всего в трёх номерах, из которых два - латинская элегия Пёрселла и мадригал Монтеверди "Tempro la cetra" из VII книги - были сравнительно небольшими. Каждый из них был исполнен с полной отдачей и столь свойственным Бостриджу возвышенным драматизмом. Наибольшее впечатление на меня произвёл большой мадригал (сцена) "Сражение Танкреда и Клоринды" из VIII книги. Здесь бушевали страсти почти вагнеровские, и в музыке с её непрерывным развитием, самостоятельной ролью оркестра и речитативом вместо барочных колоратур эта аналогия тоже прослеживается. Бостридж любую музыку пропускает через себя и превращает в психологическую драму, причём очень убедительную и не способную оставить слушателя равнодушным. Мне доводилось ощущать это воздействие Бостриджа на себе с "Зимним путём" Шуберта, который и сам по себе так устроен, в случае же с Монтеверди это во многом было открытием.
Мадригалов Монтеверди в исполнении Бостриджа на ютубе, кажется, нет, так что предлагаю послушать с ним арию "Passente spirto" из "Орфея"; оркестром "Le Concert d`Astrée" дирижирует Эманюэль Аим.
Click to view
В следующую среду ещё один концерт там же. Когда работать?..