Временно прерываю моравскую
серию, чтобы показать место, где я побывал всего неделю назад (невиданное дело!). Это сербская церковь Успения Богородицы в венгерском городке Рацкеве на острове Чепель в сорока километрах к югу от Будапешта, куда меня в прошлую субботу свозил старый друг, у которого я пару дней гостил. Церковь эта интересна, если не уникальна, тем, что сочетает типичную готическую архитектуру с фресками византийского стиля, причём очень хорошими. История того, как это получилось, довольно подробно изложена в
википедии (даю ссылку на английскую версию; сербская и венгерская, кажется, ей идентичны, русская же куда менее подробна), так что я ограничусь лишь указанием на то, что сербский монастырь Ковин был основан в 1440 г., а раннеготическая церковь датируется, видимо, XIII в. и была дана сербской братии в дар венгерским королём Ласло после захвата Сербии турками. Нынешние фрески поздние (конец XVIII в.), но выглядят вполне средневеково (православные традиции ведь, в отличие от западных, почти не эволюционируют, разве что делаются грубее, но тут этого нет) и в основном хорошо сохранились.
Посмотрим сначала на церковь снаружи. Она весьма изящна, несмотря на довольно суровый вид, лишённый какого-либо декора.
Главные врата.
Глухая северная стена с контрфорсами.
Колокольня с барочным шпилем.
Трёхгранная апсида с типично готическими окошками.
Барочная колокольня стоит на более древнем основании.
Большой крест во дворе.
Во дворе сохранились надгробия.
Надпись на этом даже можно попытаться разобрать: "Здесь покоится Санборави Марта Богдан, род. 1830, а умер 1908".
А "Здесь покоится раба Божия Юлиана Вечеич, урождённая Талрак (?), умершая 66 лет от роду. Вечная память ..." (далее я не понимаю).
А эта доска прямо на стене церкви, и надпись на ней скорее по-церковнославянски, чем по-сербки (возможно, это надгробие священника), но разбирать её я не готов, отмечу лишь дату 1767.
Вид сбоку из-под листвы.
А теперь целиком. Тут хорошо видно, что к основному зданию пристроены две обширные капеллы (одна с небольшой апсидой).
Колодезный журавль.
Стены капелл с контрфорсами и узкими окнами.
Барочная часть колокольни.
Надгробие с греческой надписью (перевожу как умею, заранее прошу прощения): "Здесь похоронен раб Божий Дмитрий Хаци Асмаки из Сербской страны. Прожил же (он) 60 лет и умер в 1780 г. сентября 14 дня в Ковине".
Если я правильно помню, эта доска, также с греческой надписью, читать которую я не возьмусь, расположена над входом в храм.
Окошко.
Перейдём теперь к фрескам, в основном выполненным мастерами под руководством Теодора из Москополе в Албании в 1765-1771 гг. Вообще-то фотографировать в церкви запрещено, но поскольку служительницы, долженствующие за этим следить, по случаю прекрасного почти летнего дня сидели на солнышке снаружи, я сфотографировал более-менее всё, но начал из самого дальнего помещения церкви - капеллы Св. Козьмы и Дамиана. Сколько-нибудь уверенно комментировать изображённые сцены я не берусь. Напоминаю, что благодаря
фликру все фотографии можно увеличить.
Как видно, интерьер церкви совершенно готический.
Свод с непростым рисунком нервюр, между которыми мастерски вписаны все требуемые каноном изображения.
Святые.
Арка, ведущая в основную церковь.
Непонятное мне сооружение, закрывающее фрески на противоположной стене капеллы. В верхнем ярусе изображена Богородица с ангелами, внизу - святые.
Коронование Богородицы.
На своде Христос и евангелисты.
Южная стена капеллы. Сверху Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов Внизу святые, среди которых выделяются Козьма и Дамиан.
Опять свод.
На внутренней стороне арки изображения Св. Маманта и Св. Анастасия (признаться, доселе не знал о существовании таких).
Ниша с изображением Мужа скорбей с Богородицей и Св. Иоанном. Справа приютился Св. Стефан.
Что изображают фрески на северной стене капеллы, я не понимаю.
Здесь сверху снова Рождественский цикл, переходящий в нечто, мне непонятное. Надписи на фресках дела не проясняют - уж простите, в православной иконографии я не силён. Внизу - святые Иоанн, Кира, Пантелеймон, Ермолай, мученик Стефан Дечанский, король Сербии, Св. Николай и Св. Афанасий.
Вид из-под арки.
Св. Стефан.
Выйдем в основную церковь. Она представляет собою один неф почти без окон с нервюрными сводами. Стены и своды сплошь покрыты фресками. К сожалению, освещения для хороших снимков не хватало.
На западной стене, как и положено, Страшный суд.
Сверху Христос-Судия с Богородицей и Св. Иоанном Крестителем, по обе руки от Него апостолы, сверху архангелы, снизу праведники и Престол уготованный (?).
В самом низу забавные черти с грешниками.
Лоно Авраамово, над ним - группы избранных святых.
Воскрешение мёртвых и грешники, низвергающиеся в ад.
Снова черти из нижнего яруса.
Архангел Михаил, ад с Сатаной в центре, справа, видимо, ещё апокалиптические сцены.
Общий вид в сторону иконостаса, особенной художественной ценности не представляющего, но закрывающего фрески пресвитерия и апсиды. Западная часть нефа отделена от восточной преградой.
Фрески северо-западной стены. Слева я вижу Успение Богородицы, под ним - святых дев, справа - поцелуй Иуды, суд у Пилата и бичевание, под ним - святых мужей.
Общий вид свода на восток.
Фрагмент.
Вид в капеллу Св. Козьмы и Дамиана.
Восточная часть нефа освещена несколько лучше.
Здесь мы видим Распятие над рядом святых.
Соответствующая часть свода.
У стен расположены барочный алтарь и сидения для клира.
Опять свод. Видно, насколько успешно живописцы справились с непривычной задачей вписаться в готические распалубки.
Преграда, за ней Страшный суд. На преграде изображены слева двое святых, справа Константин и Елена, а над аркой, как мне сказали, изображён так называемый "Спас недрёманое око", сравниваемый со львом.
Иконостас с почти не видными изображениями, впрочем, видеть там особенно нечего. Жаль, что за ним не видно фресок.
Фрески и сидения на южной стене.
Фрески на противоположной стене. Видимо, сошествие во Ад. Ниже святые Трифон, Георгий, евангелист Марк, апостол Андрей и пророк Илия.
На своде Христос Пантократор в окружении архангелов и Богородица в окружении святых.
Снова посмотрим на запад.
Перейдём в последнее по порядку моего осмотра, но первое по порядку посещения помещение - капеллу Св. Иоанна Крестителя, через которую входят в храм. Фотографировать там было особенно опасно, т.к. служительницы сидели прямо за дверью. Начнём со свода.
Фрески на северной стене по-видимому, изображают житие Иоанна Крестителя. Кстати, если во всей церкви надписи на фресках славянские, то в этой капелле они все по-гречески.
Надпись над аркой, ведущей в основной храм, гласит, что фрески капеллы были выполнены в 1771 г.
Западная стена. Древо Иессея, под ним святые.
Свод.
Восточная стена с циклом Рождества.
Над входом в маленькую капеллу Бегство в Египет.
Рождество и поклонение пастухов.
Фрески и окно.
Всё. Надеюсь, что читателям понравилось. В следующий раз могу показать ещё кое-что из окрестностей Будапешта, а могу вернуться в Моравию.