Ráckeve: A szerb templom

Oct 15, 2018 00:28




Временно прерываю моравскую серию, чтобы показать место, где я побывал всего неделю назад (невиданное дело!). Это сербская церковь Успения Богородицы в венгерском городке Рацкеве на острове Чепель в сорока километрах к югу от Будапешта, куда меня в прошлую субботу свозил старый друг, у которого я пару дней гостил. Церковь эта интересна, если не уникальна, тем, что сочетает типичную готическую архитектуру с фресками византийского стиля, причём очень хорошими. История того, как это получилось, довольно подробно изложена в википедии (даю ссылку на английскую версию; сербская и венгерская, кажется, ей идентичны, русская же куда менее подробна), так что я ограничусь лишь указанием на то, что сербский монастырь Ковин был основан в 1440 г., а раннеготическая церковь датируется, видимо, XIII в. и была дана сербской братии в дар венгерским королём Ласло после захвата Сербии турками. Нынешние фрески поздние (конец XVIII в.), но выглядят вполне средневеково (православные традиции ведь, в отличие от западных, почти не эволюционируют, разве что делаются грубее, но тут этого нет) и в основном хорошо сохранились.

Посмотрим сначала на церковь снаружи. Она весьма изящна, несмотря на довольно суровый вид, лишённый какого-либо декора.




Главные врата.




Глухая северная стена с контрфорсами.




Колокольня с барочным шпилем.




Трёхгранная апсида с типично готическими окошками.




Барочная колокольня стоит на более древнем основании.




Большой крест во дворе.




Во дворе сохранились надгробия.







Надпись на этом даже можно попытаться разобрать: "Здесь покоится Санборави Марта Богдан, род. 1830, а умер 1908".




А "Здесь покоится раба Божия Юлиана Вечеич, урождённая Талрак (?), умершая 66 лет от роду. Вечная память ..." (далее я не понимаю).




А эта доска прямо на стене церкви, и надпись на ней скорее по-церковнославянски, чем по-сербки (возможно, это надгробие священника), но разбирать её я не готов, отмечу лишь дату 1767.




Вид сбоку из-под листвы.




А теперь целиком. Тут хорошо видно, что к основному зданию пристроены две обширные капеллы (одна с небольшой апсидой).




Колодезный журавль.




Стены капелл с контрфорсами и узкими окнами.




Барочная часть колокольни.




Надгробие с греческой надписью (перевожу как умею, заранее прошу прощения): "Здесь похоронен раб Божий Дмитрий Хаци Асмаки из Сербской страны. Прожил же (он) 60 лет и умер в 1780 г. сентября 14 дня в Ковине".




Если я правильно помню, эта доска, также с греческой надписью, читать которую я не возьмусь, расположена над входом в храм.




Окошко.




Перейдём теперь к фрескам, в основном выполненным мастерами под руководством Теодора из Москополе в Албании в 1765-1771 гг. Вообще-то фотографировать в церкви запрещено, но поскольку служительницы, долженствующие за этим следить, по случаю прекрасного почти летнего дня сидели на солнышке снаружи, я сфотографировал более-менее всё, но начал из самого дальнего помещения церкви - капеллы Св. Козьмы и Дамиана. Сколько-нибудь уверенно комментировать изображённые сцены я не берусь. Напоминаю, что благодаря фликру все фотографии можно увеличить.
Как видно, интерьер церкви совершенно готический.




Свод с непростым рисунком нервюр, между которыми мастерски вписаны все требуемые каноном изображения.




Святые.




Арка, ведущая в основную церковь.




Непонятное мне сооружение, закрывающее фрески на противоположной стене капеллы. В верхнем ярусе изображена Богородица с ангелами, внизу - святые.




Коронование Богородицы.




На своде Христос и евангелисты.




Южная стена капеллы. Сверху Благовещение, Рождество, Поклонение волхвов Внизу святые, среди которых выделяются Козьма и Дамиан.




Опять свод.




На внутренней стороне арки изображения Св. Маманта и Св. Анастасия (признаться, доселе не знал о существовании таких).




Ниша с изображением Мужа скорбей с Богородицей и Св. Иоанном. Справа приютился Св. Стефан.




Что изображают фрески на северной стене капеллы, я не понимаю.




Здесь сверху снова Рождественский цикл, переходящий в нечто, мне непонятное. Надписи на фресках дела не проясняют - уж простите, в православной иконографии я не силён. Внизу - святые Иоанн, Кира, Пантелеймон, Ермолай, мученик Стефан Дечанский, король Сербии, Св. Николай и Св. Афанасий.







Вид из-под арки.




Св. Стефан.




Выйдем в основную церковь. Она представляет собою один неф почти без окон с нервюрными сводами. Стены и своды сплошь покрыты фресками. К сожалению, освещения для хороших снимков не хватало.




На западной стене, как и положено, Страшный суд.




Сверху Христос-Судия с Богородицей и Св. Иоанном Крестителем, по обе руки от Него апостолы, сверху архангелы, снизу праведники и Престол уготованный (?).




В самом низу забавные черти с грешниками.










Лоно Авраамово, над ним - группы избранных святых.




Воскрешение мёртвых и грешники, низвергающиеся в ад.




Снова черти из нижнего яруса.




Архангел Михаил, ад с Сатаной в центре, справа, видимо, ещё апокалиптические сцены.




Общий вид в сторону иконостаса, особенной художественной ценности не представляющего, но закрывающего фрески пресвитерия и апсиды. Западная часть нефа отделена от восточной преградой.




Фрески северо-западной стены. Слева я вижу Успение Богородицы, под ним - святых дев, справа - поцелуй Иуды, суд у Пилата и бичевание, под ним - святых мужей.







Общий вид свода на восток.




Фрагмент.




Вид в капеллу Св. Козьмы и Дамиана.




Восточная часть нефа освещена несколько лучше.







Здесь мы видим Распятие над рядом святых.




Соответствующая часть свода.







У стен расположены барочный алтарь и сидения для клира.




Опять свод. Видно, насколько успешно живописцы справились с непривычной задачей вписаться в готические распалубки.




Преграда, за ней Страшный суд. На преграде изображены слева двое святых, справа Константин и Елена, а над аркой, как мне сказали, изображён так называемый "Спас недрёманое око", сравниваемый со львом.







Иконостас с почти не видными изображениями, впрочем, видеть там особенно нечего. Жаль, что за ним не видно фресок.




Фрески и сидения на южной стене.




Фрески на противоположной стене. Видимо, сошествие во Ад. Ниже святые Трифон, Георгий, евангелист Марк, апостол Андрей и пророк Илия.




На своде Христос Пантократор в окружении архангелов и Богородица в окружении святых.




Снова посмотрим на запад.










Перейдём в последнее по порядку моего осмотра, но первое по порядку посещения помещение - капеллу Св. Иоанна Крестителя, через которую входят в храм. Фотографировать там было особенно опасно, т.к. служительницы сидели прямо за дверью. Начнём со свода.




Фрески на северной стене по-видимому, изображают житие Иоанна Крестителя. Кстати, если во всей церкви надписи на фресках славянские, то в этой капелле они все по-гречески.




Надпись над аркой, ведущей в основной храм, гласит, что фрески капеллы были выполнены в 1771 г.




Западная стена. Древо Иессея, под ним святые.







Свод.










Восточная стена с циклом Рождества.







Над входом в маленькую капеллу Бегство в Египет.




Рождество и поклонение пастухов.




Фрески и окно.




Всё. Надеюсь, что читателям понравилось. В следующий раз могу показать ещё кое-что из окрестностей Будапешта, а могу вернуться в Моравию.

Ráckeve, photos, frescoes, gothic, barocco, Magyarország

Previous post Next post
Up