В благодарную память об умершем сегодня великом дирижёре и просветителе - запись 4-й симфонии Яна Сибелиуса с оркестром Гостелерадио СССР (начало 1970-х годов).
Светлая память... Я не раз бывал на концертах Рождественского. Одно из самых сильных впечатлений - 4-я Шостаковича в БЗМК где-то в 80-81 гг. Успех был колоссальный, а после того, как симфония завершилась, дирижер во время оваций поднял над головой партитуру. Да и спектакли в Большом с ним помню. Точнее, один - "Китеж" в 1969 г. Что касается Бетховена, то Вас, вероятно, это удивит, но я был в 1969 г. на концерте в Дзинтари, когда Г.Н. дирижировал 9-й симфонией (!). Это был летний концертный сезон в Риге и Юрмале. Пел местный хор, солистов не помню, как не помню и своего впечатления. Я тогда мало что смыслил в интерпретациях, даже восхищался нашей записью 9-й на русском языке, но вообще мы с мамой остались очень довольны. Правда, была длинная пауза между третьей частью и финалом, что нарушает логику композиции (финал идет ведь attacca), но в целом было всё очень неплохо. И там мы разговорились с одной рижанкой, пожилой (хоть и не старой) женщиной, музыкантшей. Вот она была недовольна исполнением Рождественского, отмечала вязкие темпы, несбалансированность звучания инструментов и еще что-то. Говорила, что это не выдерживает никакого сравнения с немецкими дирижерами, в частности, с Абендротом, которого она слушала в Риге в молодости, еще в досоветские времена. Я думаю, что вообще венские классики не были сильной стороной Рождественского, хотя он говорил о них с большим пиететом и играл и Моцарта, и Гайдна, да Бетховена, как видите. Его максимум - музыка 20 века, особенно Прокофьев и Шостакович. А потом наши "постсоветские" гении: Шнитке, Денисов, Губайдулина. Они вообще прежде всего ему обязаны тем, что их музыка звучала в России и записывалась.
Как интересно. Я бы добавил ещё Брукнера. Его записи были, конечно, открытием, и я считаю их в ряде отношений феноменальными - а ведь большую их часть я слушал уже после того, когда узнал разные другие классические интерпретации.
Я не раз бывал на концертах Рождественского. Одно из самых сильных впечатлений - 4-я Шостаковича в БЗМК где-то в 80-81 гг. Успех был колоссальный, а после того, как симфония завершилась, дирижер во время оваций поднял над головой партитуру.
Да и спектакли в Большом с ним помню. Точнее, один - "Китеж" в 1969 г.
Что касается Бетховена, то Вас, вероятно, это удивит, но я был в 1969 г. на концерте в Дзинтари, когда Г.Н. дирижировал 9-й симфонией (!). Это был летний концертный сезон в Риге и Юрмале. Пел местный хор, солистов не помню, как не помню и своего впечатления. Я тогда мало что смыслил в интерпретациях, даже восхищался нашей записью 9-й на русском языке, но вообще мы с мамой остались очень довольны. Правда, была длинная пауза между третьей частью и финалом, что нарушает логику композиции (финал идет ведь attacca), но в целом было всё очень неплохо. И там мы разговорились с одной рижанкой, пожилой (хоть и не старой) женщиной, музыкантшей. Вот она была недовольна исполнением Рождественского, отмечала вязкие темпы, несбалансированность звучания инструментов и еще что-то. Говорила, что это не выдерживает никакого сравнения с немецкими дирижерами, в частности, с Абендротом, которого она слушала в Риге в молодости, еще в досоветские времена.
Я думаю, что вообще венские классики не были сильной стороной Рождественского, хотя он говорил о них с большим пиететом и играл и Моцарта, и Гайдна, да Бетховена, как видите. Его максимум - музыка 20 века, особенно Прокофьев и Шостакович. А потом наши "постсоветские" гении: Шнитке, Денисов, Губайдулина. Они вообще прежде всего ему обязаны тем, что их музыка звучала в России и записывалась.
Reply
Reply
Кстати, я очень любил в молодости его запись "Жизни героя" Р. Штрауса (на виниле).
Reply
Leave a comment