Сегодня я решил показать вам церковь бывшего кармелитского монастыря в Майнце - одну из наиболее замечательных в городе. Самое интересное в ней - фрески XV на сводах и великолепные современные витражи.
Информация в посте заимствована из купленного в церкви немецкоязычного буклета (автор Joachim Glatz, 3-е изд., Verlag Schnell & Steiner, 2014).
Кармелитский мужской монастырь в Майнце был основан ок. 1270 г. при архиепископе Вернере фон Эппштейне. Нынешняя церковь была начата постройкой в первой половине XIV в. и завершена в начале XV в. В 1802 г., при наполеоновском правлении, монастыри были секуляризованы и распущены. Церковь была превращена в склад, а в монастырских постройках была размещена школа. К концу XIX в. здание пришло в порядочный упадок. После I мировой войны церковь была в таком состоянии, что в 1922 г. городской совет постановил её снести, однако протесты горожан позволили её сохранить. Церковь была вновь освящена и передана кармелитскому ордену и реставрирована, тогда же были открыты и росписи на сводах. При бомбардировках Майнца союзниками в 1942 и 1945 гг. церковь сильно пострадала, но в 1950-е годы была восстановлена. В 1970-е годы в церкви были установлены витражи нидерландского мастера Яна Схунакера.
Несколько кадров снаружи.
Одно из окон.
Главный фасад из соседнего двора.
Центральное окно.
Под ним барочный рельеф, изображающий вознесение Девы Марии (ок. 1740 г.).
Но самое главное, конечно, внутри. Наберитесь терпения, потому что фотографий и подробностей много. Общий вид в сторону алтаря. Хор и неф одинаковых пропорций (ок. 17 м в высоту, ок. 9 м в ширину), боковые нефы низенькие.
Окна апсиды.
Южный неф.
Тут своды тоже расписаны, но не так богато, как в хоре. В книге написано, что, видимо, фресками были раньше покрыты и стены церкви, но эти росписи не сохранились.
Изображения на одном из замков бокового нефа. Видны ангелы с гербами в руках.
Вид из северного нефа.
Верхние окна главного нефа очень маленькие и находятся очень высоко. Между ними и арками бокового нефа - белая стена.
Своды центрального нефа с простым растительным орнаментом у нервюр.
Своды в сторону хора и распятие. Росписи мы подробнее рассмотрим ниже.
Статуя Мадонны - так наз Karmneliter-Madonna (ок. 1400 г.). В одной руке Она держит Младенца, в другой - Распятие. С большим искусством сделаны волосы и складки одежд.
Современный (1970) орган. Во время моего пребывания в церкви на нём упражнялся органист.
Ещё одна статуя - Sankt Anna selbdritt (ок. 1500 г.).
Эпитафия знатной дамы Маргариты фон Родемахер (1490).
Рассмотрим теперь фрески на сводах алтарной части.
На главном замковом камне изображён лик Христа, и все фрески посвящены Его прославлению. На распалубках свода апсиды изображены ангелы с орудиями страстей.
Дальше от апсиды изображены монахи-кармелиты, держащие в руках свитки с цитатами из Писания.
Ещё дальше на запад - опять ангелы, на этот раз с кадильницами, а также Солнце и Луна.
Ещё один общий вид.
Барочное Распятие под сводом.
Вид в сторону западного фасада.
Взглянем опять в боковой неф.
Обратимся наконец к витражам. Начнём с окон западного фасада.
Витраж, посвящённый пророку Илие, покровителю кармелитского ордена. Он находится в северной части западного фасада.
В центре жертвоприношение Илии.
Внизу сцены из жития пророка - воскрешение сына вдовицы из Сарепты, разговор с Богом на горе Хореб, вознесение на огненной колеснице. Витражи стилизованы под средневековые.
Наверху, видимо, Дева Мария.
Небольшое круглое окошко на западном фасаде. Вроде как художник изобразил в нём самого себя.
Центральное окно западного фасада изображает сотворение мира и грехопадение.
Рассмотрим его сверху вниз. Сотворение дня и ночи.
Сотворение животных.
Сотворение Адама и Евы.
Грехопадение и изгнание из рая. Обратите внимание - Адам с котиком.
Южное окно западного фасада изображает проповедь Иоанна Крестителя на берегах Иордана.
В верхней части витража диковинные насекомые и лев, видимо, поймавший ящерицу.
Посмотрим теперь на витражи хора.
Центральное окно изображает Страсти.
Тайная Вечеря и Распятие.
Одно из боковых окон изображает Воскресение:
Выше изображены явление Христа апостолам, посвящение Петра; выше - крещение эфиопов апостолом Филиппом.
Другое боковое окно:
Внизу поклонение пастухов и волхвов:
Выше свадьба в Кане Галилейской и Успение Богоматери.
В самом верху символы евангелистов Луки и Иоанна.
Маленькие окошки над органом на северной стене хора.
Окна южной стены главного нефа.
Весьма занятны окна на южной стороне хора. В них на голубовато-зелёном фоне изображены небольшие сцены из жизни монахов-кармелитов.
Смерть монаха.
Художник (м.б. всё же святой Лука?).
Работа в саду.
Ещё одно такое окно.
Игра на скрипке.
Работа в птичнике.
Молитва.
И ещё одно.
Монах с книгой.
Монах со свечой и чётками.
А этот, видимо, что-то месит или толчёт в ступке.
Все эти витражи сделаны с большим искусством и знанием средневековых образцов, которым они, по-моему, не уступают.
Одно из окошек южного нефа.
Главный алтарь (1517 г.), довольно скромный, но очень хороший. Во время секуляризации монастыря он находился в Майнцском Соборе.
Центральная панель изображает венчание Девы Марии; по бокам двое святых, почитаемых кармелитами, - слева Св. Альберт Иерусалимский или Альберт Авогадро (1149-1214), справа Св. Ангел (1185-1225).
На боковых панелях изображены апостолы со своими символами, в весьма выразительных позах.
Окна и свод апсиды.
Ниша в хоре с сидением для настоятеля с готической резьбой.
Общий вид на запад.
Отсветы витражей на полу.
Южный боковой неф; как видно, он доволько широкий.
В северном нефе находится новейшая реликвия - саркофаг с мощами блаженного Тита Брандсма, нидерландского монаха-кармелита, погибшего в концлагере Дахау 26 июля 1942 г. Саркофаг был выполнен художником Эгино Вайнертом в 1987 г.
Изображения на саркофаге являют собою интересные переосмысления средневековых образцов.
Вот блаж. Тит печатает на машинке, а на него смотрят Богоматерь и Младенец Иисус.
Вот он вместе с другими заключёнными в лагере.
Кажется, всё. Надеюсь, было интересно. Спасибо за внимание.