Андраш Шифф в КЗЧ 9 и 11 февраля 2018

Feb 12, 2018 00:17

Первый раз ходил на концерт без матери, причём на концерт не только моего, но и её любимого пианиста, билеты на который были куплены ещё осенью. Но нет, мне не было никак "тяжело", напротив, благо мамин билет достался вполне близкому человеку.
На этот раз Шифф дал двойной концерт с перерывом на один день с весьма интересной программой, заслуживающей быть приведённой целиком:
Первый вечер:
Мендельсон, Фантазия fis-moll
Бетховен, Соната № 24 Fis-dur
Брамс, Восемь пьес Ор. 76.
Брамс, Семь фантазий Ор. 116
Бах, Английская сюита d-moll BWV 811
На бис: Бах, Итальянский концерт F-dur BWV 971, Мендельсон, две Песни без слов.

Второй вечер:
Шуман, Geistervariationen Es-dur WoO 24
Брамс, Три интермеццо Ор. 117
Моцарт, Рондо a-moll K. 511
Брамс, Шесть пьес Ор. 118
Бах, Прелюдия и фуга h-moll BWV 869
Брамс, Четыре пьесы Ор. 119
Бетховен, Соната № 26 Es-dur Ор. 81а
На бис: Шуман, Арабеска C-dur Op. 18, Шуберт, Экспромт Es-dur Op. 90 № 2 и пьеса Моцарта, которую я не опознал.

Очевидно, что композиционным стержнем обоих концертов являются зрелые и поздние фортепианные пьесы Брамса, которые я впервые слышал живьём в такой полноте. Остальные же произведения - заметьте, все более ранних авторов, - как мне кажется, так или иначе с пьесами Брамса связаны. Одна из возможных связей - тональная. Так, первая пьеса из Ор. 76 - каприччио fis-moll, открывающая и замыкающая пьесы в цикле Фантазий Ор. 116 написаны в том же ре миноре, что и выбранная Шиффом для концерта Английская сюита Баха (а Итальянский концерт - в параллельном мажоре). Второй же концерт представляет собою увлекательное путешествие из Es-dur (вариации Шумана, № 1 из Ор. 117) в Es-dur (№ 4 из Ор. 119, 24-я соната Бетховена, экспромт Шуберта) через всякие другие тональности, включая es-moll (№ 6 из Ор. 118). Музыковед из меня, разумеется, никакой, но все эти совпадения и переклички не кажутся мне случайными.
Содержательно и эмоционально все отобранные Шиффом для исполнения произведения также оказались убедительно связаны между собою - до такой степени, что первое отделение второго концерта (Шуман-Брамс-Моцарт-Брамс) было исполнено без перерыва. Переход от позднего Шумана к позднему Брамсу был особенно органичен, но и Моцарт встроился в эту сюжетную линию вполне безупречно.

В качестве музыкальной иллюстрации предлагаю послушать запись Шиффа семи Фантазий Брамса Ор. 116 - того его цикла для фортепиано, который я знаю лучше всего и больше всего люблю. Запись 1986 г., исполнение совершенно не такое, как позавчера, но всё равно очень хорошее.

image Click to view



schumann, mozart, video, music, brahms, bach, beethoven, mendelssohn, lytdybr, concerts, schubert

Previous post Next post
Up