La cathédrale de Chartres - interieur

Aug 22, 2017 00:28

Решил всё же показать по горячим следам новый облик интерьера собора в Шартре. Я бывал в нём много раз благодаря тому, что в Шартре живут давние близкие друзья моей семьи, которых я всегда навещаю, когда бываю во Франции. У меня есть фотографии собора от 2006, 2007 и 2009 гг., но сколько-нибудь хорошо на них получались лишь витражи (да и то не всегда) и, конечно, внешнее убранство. Дело в том, что в соборе всегда было очень темно, особенно в боковых нефах. Сейчас же после ещё не завершённой масштабной и, согласно википедии, вызвавшей жаркие споры реставрации интерьер собора изменился почти до неузнаваемости. Стены были очищены и выкрашены в белый цвет, витражи, видимо, также хорошенько отмыты, так что теперь в соборе светло и можно и неплохо видеть, и вполне прилично фотографировать без вспышки и штатива. Мне новый облик хорошо знакомого собора крайне непривычен, но отторжения не вызывает. В этот раз на посещение собора у меня было не более часа, а кроме того в центральном нефе происходила свадебная церемония, так что снимал я всё довольно-таки наспех. Но вроде бы общее представление составить можно, судите сами. Фотографии витражей крупным планом я сознательно не помещаю, они заслуживают отдельного подробного рассказа. О том, что такое Шартрский собор, когда его построили, в чём состоят его основные архитектурные особенности и значение как основополагающего и величайшего памятника французской готической архитектуры, можно прочесть буквально где угодно, так что распространяться об этом не буду.

Общий вид центрального нефа от входа до апсиды. Высота нефа под сводами 37 м., ширина более 16 м. Боковые нефы также очень высокие, а трифорий, напротив, почти символический, что позволило сделать окна клеристерия очень большими - и они кажутся ещё больше за счёт крупных фигур и венчающих их роз. Благодаря новому освещению хорошо видно, как всё здесь стремится ввысь.



Свод нефа более крупным планом. Реставраторы воссоздали позолоту резных замков.



Своды самой западной части собора, изначально ещё романской, что видно по деталям декора среднего яруса (кронштейны с изображениями лиц).



Центральный неф и его большие окна, которые теперь не сияют из темноты (это мы ещё увидим, поскольку трансепт ещё не побелён). Своды опираются на мощные полуколонны.



Арки и окна бокового нефа.



Окна центрального нефа из-под арки бокового нефа. Видно, что там всё по-старому тёмное.





Два больших окна крупным планом. В отличие от узких и высоких окон боковых нефов, где представлено множество небольших сцен из Писания и житий святых, здесь преобладают крупные фигуры, хотя сцены также есть. Каждое окно венчает крупная роза с фигурой в центре. Но хватит о витражах.



Тёмные своды бокового нефа.



Большой орган располагается в нефе рядом с трансептом - поскольку в обычном месте, т.е. на западной стене, он бы закрыл бесценные витражи середины XII в. Нынешний орган, по форме повторяющий не сохранившийся ренессансный, был построен в 1970-е гг.





Вот мы дошли до трансепта и можем сравнить новый облик собора со старым.





Вид из трансепта с севера на юг. Здесь, кажется, ещё лучше видна огромная высота собора и одновременно лёгкость всей на самом деле весьма массивной конструкции (Шартрский собор вовсе не дом из стекла как иные более поздние соборы, тут всё чрезвычайно основательно, особенно снаружи).



Пока что тёмные своды трансепта.



Всё-таки покажу южную розу и пять больших окон под ней (но без крупных планов).



Боковые нефа деамбулатория уже обновлены и сияют белизной. Резная капитель с цветочным орнаментом.



Большие окна трансепта.



Одна из главных ценностей собора - ограда его немалого по размерам хора, изображающая сцены из жизни Девы Марии и Христа. Сделана она была в основном в первой четверти XVI в. и сочетает пламенеющую готику с ранним ренессансом, но отдельные части были доделаны позже. Благодаря новому освещению скульптуры теперь видно гораздо лучше и они поддаются съёмке. Далее мы будем, по мере обхода деамбулатория с севера на юг, видеть отдельные фрагменты в порядке сцен, обратном хронологическому. Содержание сцен описано здесь.



Здесь видны погребение и венчание Богоматери.



Какие-то сцены с апостолами (согласно описанию, это должно быть Успение Богоматери, но чего не видно, того не видно).



Вознесение, нисхождения Святого Духа, поклонение Кресту. Следует обратить внимание и на роскошный декор ограды как под сценами, так и в особенности над ними, где изумительная резьба и небольшие скульптуры.



Фрагмент нижнего яруса со статуей женщины.



Вид сбоку.



Встреча в Эммаусе и явление Иисуса апостолу Фоме.



Вид на окно клеристерия алтарной части из бокового нефа. Интересен рельефный декор внутренней стороны арок.



Статуи на ограде хора.





Пьета начала XVIII в. в окружении пламенеющей готики.



Воздвижение Креста того же времени.



Верхняя часть ограды, арка и окно центрального нефа.



Венчание терновым венцом (XVIII в.).



Двойные окна между капеллами деамбулатория.



Поцелуй Иуды и суд Пилата (по-прежнему начало XVIII в.)



Одно из окон центральной части апсиды.



Моление о чаше в Гефсиманском саду (XVIII в.)



Общий вид внутренней стороны деамбулатория.



Капеллы. В каждой по пять окон с прекрасно сохранившимися витражами XIII в.



И роскошно декорированные замки сводов.



И такие же замки в центральном нефе.



А в деамбулатории замки попроще.



Ограда "разрывается" не полностью сохранившейся сценой въезда Иисуса в Иерусалим (также начало XVIII в.).



Сцена с неверной женой и исцеление слепого (конец XVII в.)



Несколько манерная статуя.



К сожалению, нечётко получившийся замок свода одной из капелл; помимо растительного орнамента видны фигуры животных (?).



Арки деамбулатория и окна центрального нефа поверх оргады хора.



Общий вид юго-западной части ограды хора.



Одно из больших окон нефа.



Исцеление дочери хананеянина (начало XVII в.).



Статуя некоего святого епископа.



Одно из окон главной апсиды и растительный декор арок, похожий всё-таки больше на модерн, чем на раннюю готику.



Крещение (ренессанс, 1520-е гг.).



Обрезание, поклонение волхвов, сретение, избиение младенцев (1520-е - 1540-е гг.).



Ещё арка бокового нефа и окно центрального. Тут в виде исключения витраж в стиле гризай, без фигур, возможно, не сохранившихся.



Ещё капелла.



Обрезание и поклонение волхвов.



Сон Св. Иосифа и Рождество (1520-е гг.)



Евангельские сцены внезапно прерывают часы с астролябией (1520-е гг.).





Рядом с ними ренессансный рельеф.



Благовещение и встреча Марии и Елизаветы (1520-е гг.)



Декор нижнего яруса.



И декор верхнего яруса.



Обручение Марии и Иосифа и Благовещение.



Введение Марии во Храм.



Рождество Марии.



Чистенькие арки, стены и окна хора.



И по контрасту окна южного рукава трансепта, также по-старому тёмного.





Своды трансепта.



Трансепт с юга на север. Опять белое на фоне грязно-серого.



Роза и большие окна южного рукава трансепта; обойдёмся сейчас таким ракурсом, дающим представление о целом.





Средокрестие. Насколько я понимаю, в замковый камень свода вмонтирован прожектор.



Вид на боковые нефы хора и его оргаду из южного крыла трансепта.



Оттуда же вид в центральную часть хора.



Белое на фоне чёрного.





Опять центральный неф, на этот раз с юга на север.







Верхняя часть аспиды. Снято с большим увеличением от западной стены (т.е. с примерно стаметрового расстояния).



Ещё ближе, чтобы было лучше видно своды. При старом освещении (вернее, его отсутствии) делать такие кадры можно было даже не пытаться.



Замки сводов.



Опять свод центрального нефа.



И напоследок, перед выходом снова свод, если позволительно воспользоваться немецким термином, вестверка.



Всё. Спасибо за внимание. Показывать в ближайшее время витражи или внешнее убранство собора в мои планы не входит, разве что трудящиеся станут настаивать.

renaissance, chartres, gothic, sculpture, france, vitraux, photos, barocco

Previous post Next post
Up