Lübeck: Dom

Apr 23, 2017 16:25

Сегодня мы осмотрим последнюю отдельную достопримечательность Любека из тех, что я могу показать, - кафедральный собор.

Романский собор был заложен в 1173 г. королём Генрихом Львом и завершён к 1230 г., а затем перестроен во второй половине XIII - начале XIV в. в готическом стиле. В XVI в. собор стал евангелическим. Собор очень длинный (ок. 130 м.), но в сравнении с Мариенкирхе невысокий (своды ок. 20 м.).
Во время британского авианалёта в марте 1942 г. собор серьёзно пострадал, но затем был восстановлен. К счастью, наиболее ценные элементы внутреннего декора, в частности, большое позднеготическое деревянное распятие и летнер работы Бернта Нотке сохранились. Алтарь работы великого нидерландского живописца Ганса Мемлинга находится в музее, куда я не попал. Мы сначала осмотрим интерьер, а затем выйдем наружу. Предупреждаю, что фотографировал уже при не очень хорошем освещении и в сильной усталости, так что качество снимков иногда оставляет желать лучшего.

Большие окна с современными витражами в западной части собора. Портал закрыт поднимающимся до уровня окон полом с креслами.



Вид на восток. В центральном нефе сохраняется массивная романская конструкция. В глубине - распятие Нотке.



Готический боковой неф с барочными капеллами, служившими родовыми усыпальницами знатных горожан, в первую очередь, членов капитула собора.



Современный орган.



Убранство ограды одной из капелл с фамильным гербом того, кто в ней похоронен.



Распятие и летнер более крупным планом. Оба были созданы в мастерской Бернта Нотке в 1470-е гг.



По сторонам распятия изображены Адам и Ева, Дева Мария и Иоанн Евангелист, а также заказчик - любекский епископ Альберт II Круммендик и Мария Магдалина, причём пишут, что в образе последней запечатлена его наложница. Если так, то епископ, видимо, любил прекрасное не только вне тела.



Адам, Мария и Мария Магдалина. Между ними - скелет. Есть ещё множество более мелких фигур.



Архангел под распятием.





Иоанн Евангелист и Ева.



Совсем маленький ангел внизу.





В соборе хранится множество позднесредневековых алтарей. Вот алтарь со сценами Страстей начала XV в.



Вид на запад.



Снова западные окна.



Ещё один алтарь начала XV в. В середине резные изображения Св. Екатерины, Девы Марии с Младенцем и Св. Варвары, картины по бокам изображают сцены Благовещения, встречи Марии с Елизаветой, Рождества и Поклонения волхвов. К сожалению, на крупные планы меня не хватило.



Алтарь начала XVI в. с изображением примерно тех же сцен из жития Девы Марии и охоты на единорога.



Боковой неф.



Великолепный летнер Нотке с пристроенными к нему в XVII в. часами.



Летнер украшен множеством больших и малых скульптур и рельефов.



Позднеренессансные часы.



Святой Власий (один из покровителей собора).



Богатый готический орнамент.





Распятие сзади со стороны летнера.



Св. Иоанн Креститель.





Дева Мария с Младенцем.





Св. Николай.





Общий вид сбоку.



Наружные створки ещё одного алтаря - или одного из уже показанных; изображения по стилю относятся к первой половине XV в.; если я правильно понимаю, тут Иоанн Креститель и Св. Папа Григорий Великий.



Ещё один святой епископ и Св. Варвара.



Алтарь 1460 г. работы мастера Ганса Гессе с изображениями Девы Марии в ореоле со Св. Мартином и Св. Екатериной. Скульптуры боковых створок не сохранились.



Длинноногий Св. Мартин кромсает мечом плащ, а Св. Екатерина попирает римского императора Максентия, который трогательно тянет её за подол платья, аки дитя малое.



Занятное надгробие предположительно XVI в., почему-то не комментируемое в списке надгробий.



Медная купель середины XV в.



Ещё одна работа Бернта Нотке - так называемый "алтарь для простонародья" (Laienaltar), фактически, росписи на заднике епископского сидения. Изображены Св. Климент, Мадонна с Младенцем, Св. Иоанн Креститель и Св. Агнеса. К сожалению, крупным планом снять алтарь я не догадался.



Зато снял его сбоку, запечатлев изысканный древесный орнамент.



Летнер сзади.



Небольшой барочный орган конца XVIII в.



Ещё ренессансные эпитафии.



В пристроенном в первой половине XIV в. обширном готическом восточном хоре уже знакомые нам паруса для улучшения акустики.





Барочная эпитафия на колонне.





Своды. Здесь лишь монотонная побелка, не то что в Мариенкирхе.





Центральная капелла с барочной оградой и барочным же алтарём.



Эпитафия братьев Иоганна и Кристофа Тидеманнов (середина XVI в.); первый был любекским епископом, второй - членом капитула.



Резные скамьи.





Мадонна с Младенцем.



Готический орнамент.



Король или император, попирающий дракона с лицом, смахивающим на его собственное.



Св. Екатерина и ещё один дракон.



Наружная створка алтаря с изображениями мученичества святых; судя по стилю, середина XV в.



Более позднее изображение Св. Христофора.



Готическая эпитафия середины XV в.; пишут, что перед нею висит также памятная лампа того же времени, но её я, кажется, не снял.



Вид сбоку на распятие Нотке.



Неф. В каждом широком пролёте романских арок "умещается" два готических окна и две барочные капеллы.





Позолоченный лев, как, очевидно, и его близнец из предыдущего поста, призваны напоминать о прозвании основателя собора.



Общий вид на восток.



Выйдем наружу. Высокие башни западного фасада, восстановленные после войны. На них мы ещё посмотрим издали в следующий раз, прогуливаясь по вечернему Любеку по дороге к вокзалу.



Закрытый портал.



Западный фасад.



Неф с северой стороны. Видно, какой собор приземистый.



Башни.



Северное крыло трансепта с раннеготическим (?) нартексом.







Внутри нартекса.



Видны фигуры на капителях и портал с раскрашенными рельефами. К сожалению, фотографировать приходилось сквозь решётку и при нехватке освещения, так что по-настоящему крупного плана нет.





Готическая апсида.







Всё на сегодня. Спасибо за внимание, продолжение (и окончание) следует.

romanesque, deutschland, sculpture, lübeck, photos, painting, gothic

Previous post Next post
Up