Сегодня мы осмотрим последнюю отдельную достопримечательность
Любека из тех, что я могу показать, - кафедральный собор.
Романский собор был заложен в 1173 г. королём Генрихом Львом и завершён к 1230 г., а затем перестроен во второй половине XIII - начале XIV в. в готическом стиле. В XVI в. собор стал евангелическим. Собор очень длинный (ок. 130 м.), но в сравнении с
Мариенкирхе невысокий (своды ок. 20 м.).
Во время британского авианалёта в марте 1942 г. собор серьёзно пострадал, но затем был восстановлен. К счастью, наиболее ценные элементы внутреннего декора, в частности, большое позднеготическое деревянное распятие и летнер работы Бернта Нотке сохранились. Алтарь работы великого нидерландского живописца Ганса Мемлинга находится в музее, куда я не попал. Мы сначала осмотрим интерьер, а затем выйдем наружу. Предупреждаю, что фотографировал уже при не очень хорошем освещении и в сильной усталости, так что качество снимков иногда оставляет желать лучшего.
Большие окна с современными витражами в западной части собора. Портал закрыт поднимающимся до уровня окон полом с креслами.
Вид на восток. В центральном нефе сохраняется массивная романская конструкция. В глубине - распятие Нотке.
Готический боковой неф с барочными капеллами, служившими родовыми усыпальницами знатных горожан, в первую очередь, членов капитула собора.
Современный орган.
Убранство ограды одной из капелл с фамильным гербом того, кто в ней похоронен.
Распятие и летнер более крупным планом. Оба были созданы в мастерской Бернта Нотке в 1470-е гг.
По сторонам распятия изображены Адам и Ева, Дева Мария и Иоанн Евангелист, а также заказчик - любекский епископ Альберт II Круммендик и Мария Магдалина, причём
пишут, что в образе последней запечатлена его наложница. Если так, то епископ, видимо, любил прекрасное не только вне тела.
Адам, Мария и Мария Магдалина. Между ними - скелет. Есть ещё множество более мелких фигур.
Архангел под распятием.
Иоанн Евангелист и Ева.
Совсем маленький ангел внизу.
В соборе хранится множество позднесредневековых алтарей. Вот алтарь со сценами Страстей начала XV в.
Вид на запад.
Снова западные окна.
Ещё один алтарь начала XV в. В середине резные изображения Св. Екатерины, Девы Марии с Младенцем и Св. Варвары, картины по бокам изображают сцены Благовещения, встречи Марии с Елизаветой, Рождества и Поклонения волхвов. К сожалению, на крупные планы меня не хватило.
Алтарь начала XVI в. с изображением примерно тех же сцен из жития Девы Марии и охоты на единорога.
Боковой неф.
Великолепный летнер Нотке с пристроенными к нему в XVII в. часами.
Летнер украшен множеством больших и малых скульптур и рельефов.
Позднеренессансные часы.
Святой Власий (один из покровителей собора).
Богатый готический орнамент.
Распятие сзади со стороны летнера.
Св. Иоанн Креститель.
Дева Мария с Младенцем.
Св. Николай.
Общий вид сбоку.
Наружные створки ещё одного алтаря - или одного из уже показанных; изображения по стилю относятся к первой половине XV в.; если я правильно понимаю, тут Иоанн Креститель и Св. Папа Григорий Великий.
Ещё один святой епископ и Св. Варвара.
Алтарь 1460 г. работы мастера Ганса Гессе с изображениями Девы Марии в ореоле со Св. Мартином и Св. Екатериной. Скульптуры боковых створок не сохранились.
Длинноногий Св. Мартин кромсает мечом плащ, а Св. Екатерина попирает римского императора Максентия, который трогательно тянет её за подол платья, аки дитя малое.
Занятное надгробие предположительно XVI в., почему-то не комментируемое в
списке надгробий.
Медная купель середины XV в.
Ещё одна работа Бернта Нотке - так называемый "алтарь для простонародья" (Laienaltar), фактически, росписи на заднике епископского сидения. Изображены Св. Климент, Мадонна с Младенцем, Св. Иоанн Креститель и Св. Агнеса. К сожалению, крупным планом снять алтарь я не догадался.
Зато снял его сбоку, запечатлев изысканный древесный орнамент.
Летнер сзади.
Небольшой барочный орган конца XVIII в.
Ещё ренессансные эпитафии.
В пристроенном в первой половине XIV в. обширном готическом восточном хоре уже знакомые нам паруса для улучшения акустики.
Барочная эпитафия на колонне.
Своды. Здесь лишь монотонная побелка, не то что в Мариенкирхе.
Центральная капелла с барочной оградой и барочным же алтарём.
Эпитафия братьев Иоганна и Кристофа Тидеманнов (середина XVI в.); первый был любекским епископом, второй - членом капитула.
Резные скамьи.
Мадонна с Младенцем.
Готический орнамент.
Король или император, попирающий дракона с лицом, смахивающим на его собственное.
Св. Екатерина и ещё один дракон.
Наружная створка алтаря с изображениями мученичества святых; судя по стилю, середина XV в.
Более позднее изображение Св. Христофора.
Готическая эпитафия середины XV в.;
пишут, что перед нею висит также памятная лампа того же времени, но её я, кажется, не снял.
Вид сбоку на распятие Нотке.
Неф. В каждом широком пролёте романских арок "умещается" два готических окна и две барочные капеллы.
Позолоченный лев, как, очевидно, и его близнец из
предыдущего поста, призваны напоминать о прозвании основателя собора.
Общий вид на восток.
Выйдем наружу. Высокие башни западного фасада, восстановленные после войны. На них мы ещё посмотрим издали в следующий раз, прогуливаясь по вечернему Любеку по дороге к вокзалу.
Закрытый портал.
Западный фасад.
Неф с северой стороны. Видно, какой собор приземистый.
Башни.
Северное крыло трансепта с раннеготическим (?) нартексом.
Внутри нартекса.
Видны фигуры на капителях и портал с раскрашенными рельефами. К сожалению, фотографировать приходилось сквозь решётку и при нехватке освещения, так что по-настоящему крупного плана нет.
Готическая апсида.
Всё на сегодня. Спасибо за внимание, продолжение (и окончание) следует.