Шубертовский октет F-dur для струнных и духовых был сочинён в 1824 г. по заказу Фердинанда Тройера, кларнетиста-любителя и приближённого эрцгерцога Рудольфа, ученика и мецената Бетховена, и впервые исполнен во дворце эрцгерцога.
Пишут, что заказ был связан с желанием Тройера получить вещь, близкую по духу популярному септету Бетховена, написанному за четверть века до того, и что в первом исполнении шубертовского октета участвовали исполнители, игравшие в премьере бетховенского септета. Собственно, октет Шуберта следует (но, конечно, без какого-либо раболепия) септету Бетховена и в составе исполнителей (добавлена лишь вторая скрипка), и в структуре. Между двумя произведениями, написанными в жанре многочастного дивертисмента, есть немало схождений.
Септет Бетховена - незаслуженно, но и не случайно - ныне не относится ни к наиболее известным, ни к часто исполняемым произведениям, в то время как октет Шуберта по праву занимает одно из ключевых мест в его камерно-инструментальном наследии, отчасти открывая "поздний" период его творчества. Особенно значительны первые две части и финал октета, где, если можно так выразиться, дивертисмент уступает место симфонии.
Предлагаю послушать эту масштабную вещь в исполнении Венского октета (запись 1958 г.)
Click to view
1. Adagio / Allegro
2. Adagio
3. Allegro vivace
4. Andante
5. Menuetto & Trio, Allegretto
6. Andante molto / Allegro
Violine: Willi Boskovsky, Philipp Matheis
Double Bass: Johannes Krump
Horn: Josef Veleba
Viola: Günter Breitenbach
Cello: Nikolaus Hübner
Clarinet: Alfred Boskovsky
Для сравнения с "образцом"
вот ссылка на одну из недавних хороших видеозаписей септета Бетховена.