Решил продолжить экскурсию по церкви Св. Стефана в Майнце, витражи Шагала в которой я уже
показывал две недели назад и до сих пор удивляюсь тому, что они почти никого не заинтересовали. Сегодня мы осмотрим церковь снаружи и прогуляемся по дворику. Бóльшая часть фотографий снята в конце марта, когда деревья ещё стояли без листвы (при этом дело было к вечеру), но часть относится к концу мая (около полудня, по-моему), а три - к концу октября (снова вечер).
Западный фасад и мощная колокольня. Церковь расположена на довольно высоком и крутом холме, почти полностью застроенном домами, так что снять её целиком практически невозможно.
Вид из заднего двора.
Войдём во дворик. Напоминаю, что церковь была построена в XIV-XV в., но сильно пострадала во время войны и была тщательно отреставрирована.
Своеобразный вестибюль у прохода из самой церкви в клуатр. Самое замечательное в этом дворике - своды с резными замками разного времени (есть, очевидно, и довоенные, но есть ли средневековые, я не понял). Рядом с входом в церковь стоят стенды, на которых объясняются изображения на замках, я их сфотографировал, так что теперь во всеоружии.
Дверь, датированная 1959 г. На левой створке, очевидно, символические изображения ремёсел.
Замки сводов. Латинская надпись гласит "Воздвигнуто в 1499, реставрировано в 1971". Слева от ангела герб Рейнского Палатината (земля Rheinland-Pfalz), справа - Майнца, снизу - Германской республики, в правом нижнем углу - крылатый бык, символ евангелиста Луки, в левом нижнем углу - крылатый человек, символ евангелиста Матфея.
В центре герб самой церкви, слева вверху - лев евангелиста Марка.
Галерея с готическими окнами.
Узоры на каждом окне разные, наряду со стандартными есть и довольно причудливые.
Во дворике, как обычно, собраны всякие старинные артефакты и находятся надгробные доски священников и знатных горожан.
А тут написано, что реставрировано в 1911 г., ещё до первой мировой войны.
Геральдический лев и корона императора Оттона III, основавшего в конце X в. приход Св. Стефана в Майнце.
Рядом с ним - Св. Виллигис, майнцский архиепископ.
Общий вид галереи, примыкающей к стене церкви.
Мадонна.
Листья на капителях.
Следующая галерея. Что я очень люблю в этой части Германии - это сочетание побелки со светло-бурым камнем, из которого выложены нервюры.
Один из волхвов с дарами. Два других, как написано, утрачены.
Из галереи открываются двери в капеллы, мы в них в своё время тоже заглянем.
Лицо на капители.
Ещё замки сводов. Корабль с крестом - символ Ойкумены и христианского единства (к сожалению, иллюзорного); крест и менора - символ преемственности Ветхого и Нового заветов; латинская надпись "Бог сотворил человека по образу и подобию Своему" с крестом, объединяющим белую, жёлтую и чёрную расы в единое человечество; знак ещё более ранней реставрации (1836).
Св. Лаврентий с жаровней; Христос; Св. Стефан с камнем; Св. Христофор.
Пьета; Преображение Иисуса с тремя апостолами; Св. Бонифаций; Богоматерь с Младенцем.
Общий вид сводов.
Ещё одна капитель с рожицей.
Капелла со скульптурным изображением молитвы Иисуса в Гефсиманском саду и спящих апостолов.
Распятие на стене галереи.
Окна. Обратите внимание, что розетки в одном окне с четырьмя "лепестками", а в другом - с пятью.
Снова галерея.
На капители кто-то с невнятными чертами морды, зато какие усы и особенно уши!
Вид на церковь.
Очередной замок свода изображает Св. Стефана коленпреклонённым перед рукой Бога.
Богоматерь с телом Сына в окружении ангелов.
Окна.
Своды.
Св. Фёкла со львом (несмотря на то, что согласно
житию, это должна быть львица, грива львиная).
Св. Бонифаций, англо-саксонский миссионер, проповедовавший христианство среди германцев империи Карла Великого, небесный покровитель Германии и первый майнцский архиепископ; пронзённая мечом Библия указывает на его мученическую смерть.
Замок с растительным орнаментом.
А кто тут на капители без лица и с мячиком и плащом?..
Галерея.
Ещё одна.
Угол между ними.
Герб со стрелой и звездой.
Ещё замки.
Готический рельеф со сценой в Гефсиманском саду (моление о чаше). Сбоку кто-то на тонких ножках поддерживает свод.
Два герба на капители.
И ещё три.
Обойдя клуатр со всех сторон, мы вернулись в исходную точку.
Собственно, после этого я пошёл внутрь храма, но поскольку мы там уже были, то выйдем наружу, благо выглянуло солнце.
Аскетичный фасад трансепта.
Капеллы, пристроенные к дворику.
Апсида.
Барочный портал, служивший ещё одним входом в клуатр.
Главный вход с дверной ручкой в виде посоха.
Поскольку стало ярко и солнечно, я не мог не вернуться в клуатр и не сфотографировать отсветы от готических арок и узоров на стенах и полу.
Покинем всё-таки дворик и начнём спускаться с холма в город, оглядываясь на церковь.
Крыши и колокольня Св. Стефана возвышаются над домами.
Три осенних кадра.
А это майские. Витраж снаружи.
Общий вид из дворика.
Галерея.
Одна из капелл (в марте, видимо, она была закрыта).
Барочное распятие.
Окна, контрфорсы и крыши.
Церковь в окружении зелени.
Всё. Надо бы ещё посмотреть на внутреннее убранство самой церкви (помимо витражей), там немного, но на пост хватит. Спасибо за внимание.