Серию, посвящённую Равенне, продолжает экскурсия по самой знаменитой из равеннских церквей - базилике Сан-Витале, построенной в первой половине VI в. История, особенности архитектуры и внутреннее убранство базилики подробно описаны в
статье в русскоязычной Википедии.
Внешний вид со стороны главного входа. В отличие от других базилик Равенны, являющихся таковыми не только по титулу, но и архитектурно, Сан-Витале имеет форму восьмиугольной ротонды и завершается куполом.
Поздняя колокольня, построенная всесто разрушенной землетрясением средневековой.
Портик.
Вид сбоку на трёхъярусную конструкцию со стороны пресбитерия.
Барельеф со львами на стене.
Раннехристианский саркофаг с птицами.
Входим внутрь. Богатый мозаичный пол.
Галерея амбулатория.
Мозаичные капители колонн и мозаики пресбитерия.
Саркофаг с изображением поклонения волхвов. Такое впечатление, что Дева Мария сидит на современном офисном стуле-вертушке. На троих волхвов остались лишь четыре ноги.
Снова посмотрим под ноги (мы ещё не раз это сделаем).
Центральное пространство базилики под куполом было декорировано в XVIII в., к счастью, скромно.
Вид в сторону пресбитерия, украшенного богатейшими византийскими мозаиками, самыми знаменитыми в Равенне и, пожалуй, во всей Италии.
Конха аспиды. Христос с двумя ангелами, по бокам святой мученик Виталий Миланский, которому посвящена церковь (ему Христос протягивает венец), и равеннский епископ Экклезий с макетом церкви в руках. У ног Христа райский сад с птицами и цветами, а из-под Его ног вытекают четыре реки. Великолепен также орнамент большой арки и малых арок над окнами.
Св. Виталий с ангелом.
Епископ Экклезий.
Апсида целиком.
Два ангела на триумфальной арке, отделяющей собственно пресбитерий от апсиды. То, что у них в руках, в статье в википедии описывается как "медальон с крестом", однако мне тут видится скорее греческая буква "альфа".
Входная арка, отделяющая пресбитерий от основной части храма. На ней медальоны с ликами Христа, апостолов и святых Гервасия и Протасия, считающихся сыновьями Св. Виталия.
Многоярусные мозаики боковых стен пресбитерия. На левой стене изображена сцена гостеприимства Авраама, выше неё пророк Иеремия, в другом углу Моисей, получающий Скрижали Завета, под ним двенадцать старейшин Израиля. Над основной сценой два ангела, и у них как раз в руках несомненный медальон с крестом.
Авраам с тремя ангелами; слева Сарра; справа сцена жертвоприношения Авраама.
Жертвоприношение Авраама.
Иеремия и Сарра.
Над ними евангелист Иоанн с орлом.
Напротив него евангелист Лука с быком и корзиной свитков.
Двенадцать старейшин израилевых.
Моисей и рука Бога.
Сцена целиком.
Входная арка и свод пресбитерия. В центре свода Агнец, его поддерживают четыре ангела, и всё это окружено великолепными орнаментами.
Мозаиками украшены и оконные проёмы.
Снова посмотрим на пол.
На левой стене апсиды находится, видимо, самая знаменитая мозаичная сцена в мире - изображение императора Юстиниана со свитой. Характерно, что единственный подписанный персонаж, - равеннский епископ Максимиан, при котором церковь была освящена. Все лица переданы если не портретно, то с индивидуальными чертами.
Свита императора.
Юстиниан вместе с епископом.
Фрагмент мозаик триумфальной арки - рога изобилия и райские птицы.
Вид из пресбитерия в ротонду.
Пол апсиды.
Резные капители колонн.
Снова пол.
Опять капители.
Вид на мозаики между колонн.
Лабиринт на полу.
Вернёмся к мозаикам. Права стена пресбитерия. Здесь изображены Авель и Мельхиседек, пророк Исайя и опять Моисей. Над ними евангелисты Матфей и Марк.
Жертвоприношения Авеля и Мельхиседека, символизирующие крестные муки Христа.
Пророк Исайя.
Евангелист Марк со львом.
Ангелы над сценой жертвоприношения.
Две сцены с Моисеем: внизу он пасёт овец Иофора, вверху чудо неопалимой купины.
Моисей с овечками.
Моисей и горящий куст.
Евангелист Матфей с ангелом, рядом с ним такая же корзина со свитками, как и у Иоанна на левой стене. В самом низу по воде гордо шагает цапля.
Авель.
Мельхиседек.
Фрагмент входной арки.
Ещё один побольше.
Правая стена апсиды. Напротив мозаики с изображением Юстиниана - аналогичная и не менее знаменитая сцена с императрицей Феодорой.
Рядом с Феодорой два телохранителя, за нею свита из богато наряженных дам; на подоле платья императрицы изображено поклонение волхвов.
Женщины из свиты императрицы.
Феодора с телохранителями (к сожалению, вышло размыто и темно).
Телохранитель отодвигает занавесь, перед ним фонтан.
Ещё один фрагмент орнамента триумфальной арки.
Свод.
Арки верхних хоров в обрамлении мозаик.
Снова апсида.
Пол, освещённый солнцем.
Несколько общих видов.
Мозаичное панно у стены, видимо, вынутое из пола.
Птичка.
Евангелист Лука и Иерусалим.
Окна над триумфальной аркой.
Агнец и ангелы на своде.
Ослеплённые, выйдем, наконец, наружу. Малая ротонда и огромный арочный контрфорс (назвать это циклопическое сооружение аркбутаном не поворачивается язык), упирающийся прямо в землю.
Общий вид.
Контрфорс поменьше.
Вид сбоку от пресбитерия.
На сегодня всё. Продолжение следует, окончание близится.