Ravenna: Basilica di San Vitale

Dec 07, 2016 01:42

Серию, посвящённую Равенне, продолжает экскурсия по самой знаменитой из равеннских церквей - базилике Сан-Витале, построенной в первой половине VI в. История, особенности архитектуры и внутреннее убранство базилики подробно описаны в статье в русскоязычной Википедии.

Внешний вид со стороны главного входа. В отличие от других базилик Равенны, являющихся таковыми не только по титулу, но и архитектурно, Сан-Витале имеет форму восьмиугольной ротонды и завершается куполом.



Поздняя колокольня, построенная всесто разрушенной землетрясением средневековой.



Портик.



Вид сбоку на трёхъярусную конструкцию со стороны пресбитерия.



Барельеф со львами на стене.



Раннехристианский саркофаг с птицами.



Входим внутрь. Богатый мозаичный пол.





Галерея амбулатория.





Мозаичные капители колонн и мозаики пресбитерия.



Саркофаг с изображением поклонения волхвов. Такое впечатление, что Дева Мария сидит на современном офисном стуле-вертушке. На троих волхвов остались лишь четыре ноги.



Снова посмотрим под ноги (мы ещё не раз это сделаем).





Центральное пространство базилики под куполом было декорировано в XVIII в., к счастью, скромно.









Вид в сторону пресбитерия, украшенного богатейшими византийскими мозаиками, самыми знаменитыми в Равенне и, пожалуй, во всей Италии.









Конха аспиды. Христос с двумя ангелами, по бокам святой мученик Виталий Миланский, которому посвящена церковь (ему Христос протягивает венец), и равеннский епископ Экклезий с макетом церкви в руках. У ног Христа райский сад с птицами и цветами, а из-под Его ног вытекают четыре реки. Великолепен также орнамент большой арки и малых арок над окнами.



Св. Виталий с ангелом.



Епископ Экклезий.



Апсида целиком.



Два ангела на триумфальной арке, отделяющей собственно пресбитерий от апсиды. То, что у них в руках, в статье в википедии описывается как "медальон с крестом", однако мне тут видится скорее греческая буква "альфа".



Входная арка, отделяющая пресбитерий от основной части храма. На ней медальоны с ликами Христа, апостолов и святых Гервасия и Протасия, считающихся сыновьями Св. Виталия.









Многоярусные мозаики боковых стен пресбитерия. На левой стене изображена сцена гостеприимства Авраама, выше неё пророк Иеремия, в другом углу Моисей, получающий Скрижали Завета, под ним двенадцать старейшин Израиля. Над основной сценой два ангела, и у них как раз в руках несомненный медальон с крестом.





Авраам с тремя ангелами; слева Сарра; справа сцена жертвоприношения Авраама.



Жертвоприношение Авраама.



Иеремия и Сарра.



Над ними евангелист Иоанн с орлом.



Напротив него евангелист Лука с быком и корзиной свитков.



Двенадцать старейшин израилевых.



Моисей и рука Бога.



Сцена целиком.



Входная арка и свод пресбитерия. В центре свода Агнец, его поддерживают четыре ангела, и всё это окружено великолепными орнаментами.







Мозаиками украшены и оконные проёмы.





Снова посмотрим на пол.



На левой стене апсиды находится, видимо, самая знаменитая мозаичная сцена в мире - изображение императора Юстиниана со свитой. Характерно, что единственный подписанный персонаж, - равеннский епископ Максимиан, при котором церковь была освящена. Все лица переданы если не портретно, то с индивидуальными чертами.



Свита императора.



Юстиниан вместе с епископом.



Фрагмент мозаик триумфальной арки - рога изобилия и райские птицы.



Вид из пресбитерия в ротонду.



Пол апсиды.



Резные капители колонн.







Снова пол.



Опять капители.





Вид на мозаики между колонн.



Лабиринт на полу.



Вернёмся к мозаикам. Права стена пресбитерия. Здесь изображены Авель и Мельхиседек, пророк Исайя и опять Моисей. Над ними евангелисты Матфей и Марк.





Жертвоприношения Авеля и Мельхиседека, символизирующие крестные муки Христа.



Пророк Исайя.



Евангелист Марк со львом.





Ангелы над сценой жертвоприношения.



Две сцены с Моисеем: внизу он пасёт овец Иофора, вверху чудо неопалимой купины.



Моисей с овечками.



Моисей и горящий куст.



Евангелист Матфей с ангелом, рядом с ним такая же корзина со свитками, как и у Иоанна на левой стене. В самом низу по воде гордо шагает цапля.



Авель.



Мельхиседек.



Фрагмент входной арки.



Ещё один побольше.



Правая стена апсиды. Напротив мозаики с изображением Юстиниана - аналогичная и не менее знаменитая сцена с императрицей Феодорой.



Рядом с Феодорой два телохранителя, за нею свита из богато наряженных дам; на подоле платья императрицы изображено поклонение волхвов.



Женщины из свиты императрицы.



Феодора с телохранителями (к сожалению, вышло размыто и темно).



Телохранитель отодвигает занавесь, перед ним фонтан.



Ещё один фрагмент орнамента триумфальной арки.



Свод.





Арки верхних хоров в обрамлении мозаик.



Снова апсида.



Пол, освещённый солнцем.



Несколько общих видов.







Мозаичное панно у стены, видимо, вынутое из пола.



Птичка.



Евангелист Лука и Иерусалим.



Окна над триумфальной аркой.



Агнец и ангелы на своде.



Ослеплённые, выйдем, наконец, наружу. Малая ротонда и огромный арочный контрфорс (назвать это циклопическое сооружение аркбутаном не поворачивается язык), упирающийся прямо в землю.



Общий вид.



Контрфорс поменьше.



Вид сбоку от пресбитерия.



На сегодня всё. Продолжение следует, окончание близится.

ravenna, italia, photos, mosaics

Previous post Next post
Up