По случаю Пасхи и отмечавшегося недавно юбилея Баха очень уместно посетить главное "баховское место" (вполне несомненное, в отличие от Голгофы и прочих святых мест, которые у каждой христианской деноминации свои и непременно единственно истинные) - готическую церковь Святого Фомы, кантором которой Бах, именуемый нередко "пятым евангелистом" и почитаемый лютеранской церковью наравне со святыми, служил с 1723 г. до своей смерти в 1750 г. Другие значительные вехи в истории Thomaskirche связаны с именами Мартина Лютера, проповедовавшего здесь в 1539 г., Моцарта, игравшего здесь на органе в 1789 г. и Рихарда Вагнера, который был здесь крещён в 1813 г.
Для меня этот храм связан с куда более интенсивным переживанием присутствия божественного, чем многие знаменитые и густо "намоленные" соборы, возможно из-за заботливо поддерживаемой в нём атмосферы гостеприимного уважения к любому, кто входит в его стены.
Рассматривать фотографии предлагаю под звуки пасхальной кантаты Баха - знаменитой BWV 4 "Christ lag in Todesbanden" в исполнении Дитриха Фишера-Дискау (баритон), Гельмута Кребса (тенор), хора и оркестра баховского фестиваля 1950 г. под управлением Фрица Лемана.
Click to view
Церковь Святого апостола Фомы в Лейпциге упоминается с начала XIII в.; нынешнее здание построено в конце XV в. как трёхнефная зальная церковь и имеет весьма внушительные размеры (75 м. в длину и около 30 в ширину) и необычно острую и за счёт этого высокую (45 м.) крышу. Колокольня XVI в. возвышается на 68 м.
Памятник Баху во дворе поставлен в 1908 г.; его автор - саксонский скульптор Карл Зеффнер.
Неоготический главный фасад.
Главный портал, называемый именем Феликса Мендельсона, памятник которому стоит на площади неподалёку.
Неоренессансный дом приходских служб рядом с церковью.
Боковой портал со статуями.
Памятный знак Иоганну Адаму Гиллеру, служившему томаскантором в 1789-1801 гг.
Ещё один из порталов.
Внутри церковь исключительно красива. Ряды высоких белых колонн переходят в сплетающиеся в чётком порядке красные нервюры белых же сводов, и всё это вкупе с замечательными пропорциями сооружения создаёт ощущение обширного светлого пространства.
Барочные эмпоры из светло-бурого камня "спрятаны" в боковых нефах.
Алтарная часть церкви уже и ниже основного нефа и расположена к нему под небольшим углом.
Практически всё пространство церкви, органично и закономерно совмещающей функции храма и концертного зала (причём превосходного) заполнено скамьями; сколько людей они могут вместить, сложно сказать, но думаю, что не менее тысячи.
Орнамент на сводах.
В алтарной части расположена главная "реликвия" Thomaskirche - могильная плита с именем Иоганна Себастьяна Баха, помещённая сюда в 1950 г. Находятся ли под сиею плитою действительные останки Мастера, доподлинно неизвестно, поскольку за прошедшие с его кончины до 1950 г. двести лет его кости несколько раз перемещались и скорее всего были утрачены.
На стенах алтарной части висят портреты суперинтендантов Thomaskirche.
Там же стоит барочная купель начала XVII в.
Какие именно библейские сцены на ней изображены, мне непонятно.
Надпись на купели с цитатой из евангелия от Марка (16:16): "Кто будет веровать и креститься, спасён будет".
С 1993 по октябрь 2014 г. в качестве главного алтаря Thomaskirche служил великолепный резной алтарь XV в., бывший когда-то во взорванной коммунистами университетской церкви Святого Павла. Ныне алтарь возвращён в новое здание университета.
Напротив алтарной части расположены главный орган и площадка для музыкантов и хора.
Главный орган, построенный в конце XIX в. мастером Вильхельмом Зауэром и недавно реставрированный.
Второй орган расположен в боковом нефе и служит специально для исполнения музыки Баха. Он был построен по барочным образцам к юбилею 2000 г.
Портреты и надгробия в боковых нефах.
Кафедра, видимо, неоготическая.
Витражи, в том числе изображающие Баха и Мендельсона.
Окна на лестнице, ведущей на эмпоры.
Картина, изображающая крещение Христа.
Напоследок - Thomaskirche в ночном освещении.