Dresden in Februar (1945-2010-2015)

Feb 15, 2015 22:33



Этот пост посвящён семидесятилетней годовщине разрушения Дрездена. В результате авианалётов британской авиации 13-15 февраля 1945 г. один из красивейших городов Европы был практически полностью стёрт с лица земли. Особенно пострадал исторический центр города с многочисленными памятниками архитектуры. Погибло более 25 тысяч мирных жителей. Я не считаю уместным обсуждение военной целесообразности этих воздушных налётов, и тем более того, является ли разрушение немецких городов и гибель десятков тысяч мирных немцев "справедливым возмездием" за развязанную нацистской Германией чудовищную войну, Холокост и вполне аналогичное разрушение Варшавы, Ковентри и т.д. немцами. История Дрездена наряду с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки стала символом бесчеловечной жестокости и несправедливости той войны с обеих сторон, и о ней следует помнить так же, как нельзя забывать о Сталинграде и Освенциме.
Фотографии под катом были сделаны пять лет назад, в такие же февральские дни, как раз на 65-ую годовщину разрушения города. Фотографии Дрездена до 1945 г. и сразу после бомбёжек легко найти в интернете. В качестве музыкального сопровождения предлагаю 2-ю часть "Немецкого реквиема" Брамса в исполнении Чешского филармонического оркестра и Пражского филармонического хора под управлением Джузеппе Синополи.

image Click to view



Новая ратуша (конец XIX в.) со стометровой башней.



Ближе я к ней не подходил, хотя здание, восстановленное в 1950-е гг., представляет немалый интерес. Именно с этой башни был в 1945 г. сделан один из самых известных и скорбных снимков разрушенного Дрездена:



Верхняя часть башни с пятиметровой золочёной статуей Геракла.



Барочный фонтан у какого-то дворца.



Знаменитая Kreuzkirche - кафедральный храм лютеран Саксонии, многократно перестраиваемая, последний раз - в 1950-е гг. Внутрь я в тот раз не заходил.



Застройка ГДР-овских времён на месте исторического центра. За зданиями виден купол Frauenkirche, восстановленной лишь в 2005 г. От обширного исторического центра города сохранилось - точнее, было восстановлено - лишь небольшое количество важнейших зданий на небольшом пятачке у берега Эльбы.



Мемориальная доска, посвящённая дрезденским евреям: "Со стыдом и скорбью вспоминают христиане еврейских жителей этого города. В 1933 г. в Дрездене жило 4675 евреев; в 1945 их было 70. Мы молчали, когда сжигали их синагоги, когда евреев ставили вне закона, преследовали и убивали. Мы не признавали в них своих братьев и сестёр. Мы просим прощения и шалома."



Страховидный концертный зал Kulturpalast, выстроенный в 1960-е годы в том месте, что было самым сердцем исторического Дрездена.



Бронзовые двери с барельефами на исторические сюжеты.





Площадь Neumarkt и восстановленная лишь недавно Frauenkirche с огромным куполом почти стометровой высоты. Этой осенью мы с edgar_leitan на него взобрались.



Церковь лежала в руинах вплоть до объединения Германии в 1990 г., но после этого была восстановлена. Рядом с воссозданным храмом в качестве напоминания о разрушени оставлен фрагмент старого купола.



Интерьер церкви весьма интересен; многоярусные эмпоры делают её отчасти похожей на театр.











Большая часть площади до сих пор являет собою пустырь, перегороженный для археологических раскопок и дальнейшей реконструкции.
Восстановленный (в 2010 г. ещё не до конца) королевский дворец.



Фонтан на площади перед тогда восстанавливавшимся дворцом Johanneum.



Frauenkirche с памятником Лютеру перед нею.



Воссозданные дома на площади.





Вид на одну из башен королевского замка и Augustusstraße со знаменитым панно Fürstenzug, изображающим саксонских курфюрстов и королей от Средневековья до конца XIX в.



Старейший мост через Эльбу - Augustusbrücke, перестроенный в начале XX в., переживший бомбёжки, однако подорванный вермахтом в мае 1945 г. и после этого восстановленный.





Правительственные здания конца XIX в. на другом берегу Эльбы; они также были разрушены в 1945-м г. и восстановлены в 1950-е годы.



Здание Академии изящных искусств (конец XIX в.).















Несколько странной формы стеклянный купол с золотой статуей.





С набережной рядом с Академией открывается классический вид на берег Эльбы, католическую Hofkirche и здание оперы.



Заснеженные скульптуры.





Вид на купол Frauenkirche с набережной.



Доска с изречением одного из знаменитейших жителей Дрездена - великого художника Каспара Давида Фридриха (у немцев как культурной нации есть отличная привычка подписывать слова знаменитых соотечественников одними лишь инициалами): "Художник должен рисовать не просто то, что он видит перед собою, но также и то, что он видит внутри себя. Если же он внутри себя ничего не видит, то пусть оставит и рисование того, что он видит перед собою."



Памятник архитектору Готфриду Земперу (1803-1879), построившему в 1839-1841 гг. в Дрездене оперный театр, носящий его имя - Semperoper.



Fürstenzug - процессия саксонских монархов, выложенная из мейсенского фарфора. Общая длина панно более ста метров. Во время бомбёжки и пожара Дрездена панно практически не пострадало.













Дрезденский замок строился в XVI-XVIII веках и сочетает элементы ренессанса и барокко. В 1945 г. он был сильно разрушен, а работы по его восстановлению велись с 1960-х гг. и закончились лишь пару лет назад. В замке хранятся коллекции произведений искусства, в том числе знаменитая сокровищница "Зелёные своды" (Grünes Gewölbe), основанная курфюрстом Августом Сильным в 1723 г.



Вход в сокровищницу.





Один из внутренних дворов замка.





Другой двор, тогда ещё бывший на реставрации. Снято из окон. Восстановлены росписи, сплошь покрывающие стены.





Балконная решётка с вензелем, видимо, саксонской королевской фамилии или какого-то конкретного её представителя.





Раскопки. На заднем плане - громада Kulturpalast'а.



Одни из ворот замка с внутренней стороны.









Вид через ворота в один из внутренних дворов, занесённый снегом.



Расположенная рядом с замком изящная католическая придворная церковь (Hofkirche). В XVI-XVII вв. саксонские курфюрсты были одной из опор лютеранства, однако Август Сильный в конце XVII в. перешёл в католичество ради польской короны (интересно, было ли тогда в ходу выражение "Краков стоит мессы"?). В настоящее время церковь, восстановленная после разрушения 1945 г., является кафедральным собором.











С замком церковь соединяет крытая галерея.







Интерьер церкви светлый и довольно скромный.





Пышная барочная кафедра.



Красивый барочный орган.



Один из боковых алтарей.





Главный алтарь.



Выйдем наружу. Hofkirche, здания королевского замка и оперный театр выходят на площадь на берегу Эльбы рядом со старым мостом, становясь частью единого, хотя и весьма гетерогенного ансамбля, который нелегко охватить взглядом, не говоря уж об объективе.



Лестница на высокую набережную.



Огромное многоярусное здание театра, также восстановленное (в 1980-е гг.). Его красивейший интерьер я покажу отдельно. Дрезденская опера сыграла большую роль в мировой музыкальной культуре; достаточно сказать, что именно здесь прошли премьеры "Летучего голландца" и "Тангейзера", "Саломеи" и "Кавалера розы".



Главный фасад королевского дворца.





Перед театром, как бы перекликаясь с аполлоновой квадригой на его фасаде, стоит конная статуя саксонского короля Иоганна (1801-1873).





Та же площадь, вид со стороны оперы.



На ту же площадь выходит комплекс зданий так называемого Цвингера - красивейшего дворца в стиле рококо, построенного в первой половине XVIII в. для королевских аранжерей и придворных представлений. Массивное здание, отделяющее Цвингер от театральной площади было построено Земпером в середине XIX в. Именно в этом здании находится знаменитая Дрезденская картинная галерея (на мой вкус, музей довольно посредственный).



Во время бомбардировки Дрездена Цвингер был практически полностью разрушен; работы по его восстановлению начались сразу после войны и были закончены к 1960-м гг.





Зимой, особенно в пасмурный день, Цвингер, как и остальные исторические здания Дрездена, выстроенные из серого и чёрного камня, выглядит довольно мрачно. Несмотря на всё изящество ансамбля, он кажется несколько тяжеловесным.







Павильоны украшены многочисленными скульптурами.







Вместо крыши дворец имеет плоскую террасу, открытую для публики даже зимой. С неё открывается неплохой вид на сам Цвингер и окружающие постройки.







Сразу за дворцом - бесцветная застройка времён развитого социализма.



Вид на внутренний двор Цвингера с замёрзшими прудами.







На заднем плане - крыши и башни королевского дворца.







Чумная колонна на площади, за которой очередная новостройка.



Ещё одна мрачного вида постройка на противоположном конце театральной площади - построенное в начале XX в. здание саксонского парламента.



Крытая галерея, а на заднем плане двор Цвингера.



Скорбная статуя рядом с Цвингером.



Вид с моста.





Несколько кадров из Neustadt - несколько лучше сохранившихся менее древних районов Дрездена.
Дворец в стиле рококо, зажатый меж двух одинаковых новых зданий.



"Золотой всадник" - конная статуя Августа Сильного.



Церковь трёх волхвов (Dreikönigskirche) первой половины XVIII в.



Фонтан на площади Albertplatz.



Несколько домов ХХ в. Так называемый Hochhaus на Albertplatz - шедевр немецкого конструктивизма конца 1920-х годов.



Дома в стиле модерн.





Во второй раз я был в Дрездене прошлой осенью, и он выглядел гораздо веселее. Как-нибудь покажу.

deutschland, renaissance, sculpture, history, dresden, photos, barocco

Previous post Next post
Up