Вчера, как выражается
abel, во мне властно зазвучали темы из 9-й симфонии Брукнера, и я решил вечером её послушать; выбрал запись Яши Горенштейна с симфоническим оркестром ВВС. Очень мощное, возвышенное и возвышающее исполнение, в чём-то глубоко лиричное.
Написать я решил, собственно, не из-за этого, а для того, чтобы выразить мысль, которая давно у меня возникала, но которая, видимо, опять же властно заговорила сейчас. Уверен, что тот же вопрос задавали многие, и многие пытались на него ответить; надо когда-нибудь почитать умные биографии Брукнера.
Так вот: как этот наивный и в чём-то недалёкий религиозный бюргер, разговаривавший с женщинами о Библии и мечтавший переселиться в Мексику или в Российскую Империю, мог сочинять такую музыку? Я не могу верить в то, что его симфонии - это лишь изображение альпийских пейзажей и царственных выездов (Брукнер утверждал, будто финал 8-й симфонии, грандиозный в своём всепоглощающем трагизме, разрешающемся в коде в некий "божественный синтез", возник под впечатлением от торжественного приёма, оказанного императором Францом Иосифом русскому царю). Я слышу в них отражение всей духовной истории европейского человека, с его метаниями и борениями, верой и безверием, философскими апориями, надеждами, страстями и внутренними катастрофами. Но разве может человек создать что-то более сложное и глубокое, чем он сам? Разве что его рукой пишет какая-то высшая, трансцендентная сила...
Вот послушайте скерцо 9-й симфонии, с его безжалостной поступью Рока в сочетании с проникновенной пасторальностью среднего эпизода. Эдакое совмещение на новом языке 1-й части 5-й и 2-й части 6-й симфоний Бетховена, если угодно. Исполняют Венский филармонический оркестр под управлением Карло Мария Джулини.
Click to view