В завершение
серии, посвящённой Нюрнбергу, приглашаю на "виртуальную прогулку" по городу, совершать которую я предлагаю под звуки вступления к опере Рихарда Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры" в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Вильгельма Фуртвенглера.
Начнём с крепости (Burg), расположенной на невысоком холме над городом. Основанный около 1000 г. Нюрнберг в Средние Века был одним из крупнейших городов и политических и торговых центров Германии; в нюрнбергском замке регулярно собирался Рейхстаг - государственный совет Священной Римской Империи. Как и весь исторический центр города, крепость была существенно разрушена во время II Мировой войны, но затем практически полностью восстановлена.
В крепости сохранились постройки ещё романской эпохи.
Вообще же крепость отражает практически все эпохи и архитектурные стили.
В каменную кладку вклиниваются выходы скальных пород.
Из замка открывается неплохой вид на город (по-видимому, снималось против света, так что качество не очень хорошее). Вот старый город. На втором плане башни и крыша
церкви Св. Себальда, вдалеке слева - церковь
Св. Лаврентия.
А вот и фрагменты нового города.
Постройки старого города более крупным планом.
Спустимся в старый город. Как уже было сказано, Нюрнберг, печально известный своим значением для нацистской партии, очень сильно пострадал во время II мировой войны. Авиация союзников нанесла историческому центру катастрофический урон. Тем не менее, в отличие от Дрездена, центр Нюрнберга, включая множество выдающихся памятников архитектуры, был в значительной степени восстановлен и производит впечатление вполне аутентичное. Кроме того, нельзя не отметить, что в Западной Германии умели так включать современные постройки в контекст исторических, чтобы они образовывали гармонический ансамбль - вместо свойственного ГДР бездумного копирования советских "хрущоб", изуродовавшего многие районы исторических городов Восточной Германии. Заранее предупреждаю, что по техническим причинам фотографий здания Нюрнбергского трибунала и печально знаменитой нацистской "арены" у меня нет, хотя я видел и то, и другое. Особенной эстетической ценности эти постройки, правда, не представляют.
"Фирменный" немецкий фахверк.
Вид из старого города на крепость.
Неопознанная готическая башня, возможно, одна из довольно многочисленных сохранившихся башен городских укреплений.
Фрагмент то ли городской, то ли крепостной стены.
Один из знаменитейших уроженцев Нюрнберга - художник и гуманист Альбрехт Дюрер. В городе имеется его дом-музей.
А вот и сам Дюрер.
К сожалению, памятника другому знаменитому уроженцу Нюрнберга и младшему современнику Дюрера, хорошо известному всем любителям Вагнера, - Гансу Саксу, я не видел.
Улица в старом городе.
Неопознанный готический "эркер".
Более крупным планом.
Солнечные часы на ренессансном доме.
Неопознанная готическая постройка (явно светская, возможно, часть ратуши).
Кажется, она же со стороны рыночной площади. На переднем плане - ренессансный фонтан.
Дом на рыночной площади с изображением богатой процессии и статуей рыцаря на углу. Вообще различных угловых статуй самых разных эпох в Нюрнберге много.
Ренессансный портал.
Рыночная площадь и
Frauenkirche.
С другого ракурса виден хор церкви Св. Себальда.
Фонтан "Der Schöne Brunnen", сооружённый в конце XIV в., украшен множеством позолоченных и раскрашенных скульптур евангелистов, пророков, символов семи свободных искусств, курфюрстов и др. Разумеется, на площади находятся скульптуры не оригинальные, а выполненные в начале XX в.
Пророки.
Искусства и ремёсла.
Светские властители, среди которых, видимо, царь Давид с арфой.
Симпатичный маленький музыкант.
Живописные берега реки Пегниц.
Статуя на современном доме.
Готический Nassauer Haus, многократно перестраивавшийся и реставрировавшийся
Барочный фонтан на фоне современной застойки.
Другой фонтан со статуей, к сожалению, неопознанной.
Одни из городских ворот, так называемая Белая башня (Weißer Turm).
Готическая церковь Св. Иакова.
Не знаю, почему, но из интерьера я сфотографировал только несколько прекрасных позднесредневековых алтарей и картин.
Просто симпатичный дом с остроконечной башенкой.
Дом с причудливым изображением оленя.
Ещё одни средневековые городские ворота - Spittlertor ("Ворота обитателей госпиталя") с мощной круглой башней.
Современный дом с занятными изображениями и вездесущей угловой статуей.
Мрачноватый дом эпохи Jugendstil.
Католическая церковь Св. Клары с невероятно аскетичным (особенно в сравнении с роскошью лютеранских Св. Себальда и Св. Лаврентия) интерьером.
Какое-то большое здание с ещё большей крышей.
Оно же с торца.
Улица, ведующая к церкви Св. Лаврентия.
Изящные старинные статуи на современных домах.
Снова историческая застройка. Обратите внимание на фронтоны.
Скульптура быка у входа на сохранившийся мост конца XVI в. с латинской надписью "Всё имеет своё начало и рост, но бык, на которого ты смотришь, никогда не был телёнком".
Изображение лебедя над готической аркой одного из домов на рыночной площади и даты - 1563 и 1777.
Вывеска переплётчика.
Вывеска постоялого двора "У агнца".
Ещё одна круглая башня - Neutorturm (Новые ворота, середина XVI в.).
Городской ров превращён в парк.
Старинный деревянный эркер на современном доме.
Снова вид на крепость.
Улочка со старинными домами.