Хочу поделиться одним из сильнейших эстетических впечатлений подходящего к концу года - церковью в шведском местечке Тебю, ныне являющемся северным пригородом Стокгольма, которую я смог посетить в июне благодаря гостеприимству дорогой
nof_nof, что удачно совпало с моим днём рождения.
Церковь эта замечательна практически полностью сохранившимися фресками конца XV в., выполненными выдающимся мастером немецкого происхождения, известным под именем
Albertus Pictor. В последней четверти XV - первом десятилетии XVI в. Альбертус расписал множество церквей в области вокруг озера Меларен; его росписи сохранились, в частности, в Стокгольмской Storkyrkan. Альбертус обладал ярко выраженным и хорошо опознаваемым индивидуальным стилем, выдающейся техникой рисунка, художественной изобретательностью; изображаемые им персонажи наделены индивидуальными чертами, нередко гротексными. В моих глазах творчество Альбертуса (с которым по книгам и репродукциям я знаком довольно давно) стоит в одном ряду с наиболее выдающимися образцами церковной живописи Итальянского возрождения и нередко превосходит их в динамизме и эмоциональной насыщенности.
К сожалению, во время и после Реформации многие из росписей Альбертуса были замазаны, и лишь в нескольких церквах фрески сохранились (почти) полностью. Одна из таких церквей как раз расположена в Тебю. Сама церковь была построена в XIII в. и представляет собою типичную для сельской Швеции однонефную готическую конструкцию с небольшими окнами и высокой крышей. Снаружи церковь не имеет никаких украшений и покрыта белой штукатуркой.
Как нередко бывает, в церковь "вмонтированы" рунические камни, относящиеся к ещё более раннему времени (XI в.).
Как положено, рядом с церковью расположено кладбище, чрезвычайно ухоженное.
Скромный портал безо всяких фигур.
Деревянный крест.
Интерьер церкви являет полную противоположность её скромной одноцветной внешности и сразу потрясает входящего разнообразием красок. В Тебю росписи есть (или сохранились?) почти исключительно лишь на сводах, в отличие от знаменитой
церкви в Херкеберге, где Альбертус расписал и стены.
Своды церкви готические; нервюры покрыты растительным орнаментом, а распалубки сводов - сценами из Священной Истории, композиция которых инспирирована популярными в позднее Средневековье "Библиями для бедняков" (
Biblia Pauperum).
Некоторые немногочисленные росписи на стенах.
Орнамент на нервюрах.
Жертвоприношение Авраама; сыновья Ноя и ещё одна сцена, которую я не опознал. Впрочем, не опознаю я большинство сцен, так что комментировать их в дальнейшем не буду.
Жертвоприношении Авраама крупнее.
Обратите внимание на скрывающиеся в обрамляющем сцены орнаменте изображения пророков и евангельских зверей.
Давид убивает Голиафа.
Очевидно, пророк Иона во чреве кита.
Преображение Иисуса (?)
Моисей и поклонение змию.
Некоторые фрески можно увидеть, лишь поднявшись на эмпоры к органу. Грехопадение Адама и Евы.
C эмпор лучше видно и фрески на сводах, и саму церковь.
Традиционные для Прибалтики гербы на стенах.
Манна небесная.
Просто (?) собака.
Ной и его сыновья.
Принятие души праведника в рай (?)
Ветхозаветная сцена с виноградом, соответствующей которой истории я не знаю.
Прямо над ведущей на эмпоры лестницей находится, пожалуй, самое знаменитое изображение Альбертуса - смерть, играющая в шахматы с человеком. Именно эта сцена вдохновила Ингмара Бергмана на основную сюжетную линию "Седьмой Печати". Кстати, в самом фильме есть сцена, где Альбертус работает над фреской в церкви.
Помимо фресок в церкви имеется первоклассный немецкий алтарь конца XV в.
Росписи в приделе, кажется, принадлежат другому художнику. Они выполнены в иной технике, бледнее и хуже сохранились.
Изящная барочная кафедра.
Вход в ризницу, над ним портреты священников.
В одном из окон висит модель корабля, что опять же не редкость в прибалтийских церквах.
Бросим ещё несколько взглядов на фрески, перед тем как покинуть церковь, что нелегко.