Фуртвенглер

Feb 23, 2006 01:02

Если кто-то из присутствующих не знает величайшего дирижёра всех времён и народов Вильгельма Фуртвенглера, то тогда дальше читать не надо, а надо идти и слушать.

Для тех, кто знает: статья о Фуртвегнлере и нацизме, весьма важная для понимания его творчества (хотя всякому, кто хотя бы раз слушал его, очевидно, что к нацизму он не имел никакого ( Read more... )

music, ethics, Furtwängler, conductors, politics

Leave a comment

almony February 23 2006, 10:46:51 UTC
(хотя всякому, кто хотя бы раз слушал его, очевидно, что к нацизму он не имел никакого отношения).
Какой интересный критерий.

Reply

smilga February 23 2006, 10:59:41 UTC
+1. Детский сад какой-то, прости Господи.

Всякому, кто хотя бы раз читал Вийона, очевидно, что к уголовщине он не имел отношения.
Всякому, кто прочёл хотя бы строчку Ралея, становится ясно, что пиратством он не мог заниматься.
Всякому, кто видел хотя бы один кадр Рифеншталь...

Тьпфу.

Reply

petrark February 23 2006, 11:50:33 UTC
Ты почитай сначала, а потом высказывайся. Тьфу.

P.S. Я на ветер слов не швыряю.

Reply

smilga February 23 2006, 19:51:41 UTC
Я знаю эту историю, разумеется. Фуртвенглер попал под раздачу, история во всяком случае неоднозначная, и я не уверен, что на его месте повёл бы себя по-другому. Но идея, что талант художника имеет какое бы то ни было отношение к его моральным (или интеллектуальным) качествам, мне кажется абсолютно дикой. Любоваться полосами на шкуре тигра или зебры - дело ничуть не постыдное, но при этом надо вполне отдавать себе отчёт, что один из них может любующемуся откусить голову.

Reply

petrark February 23 2006, 20:13:44 UTC
Я повторяю, что просто так, "с налёту" по таким вопросам не высказываюсь. Разумеется, талант к морали не имеет никакого отношения, и чем злее гений, тем он гениальней. Но в данном случае я хотел сказать вполне определённую вещь - ту, которую сказал. Ни больше, и не меньше. И то, что я сказал, для меня совершенно очевидно, точнее, ушеслышно. Почитай мои ответы alifmaqsura. Я вовсе не исхожу из того, что всякий великий музыкант или художник - верх добродетели. Но в исполнениях Фурта военных лет я ясно слышу всё, что угодно, но не самоупоение величием арийской расы и победами немецкого оружия. Напротив, боль и понимание всего ужаса происходящего - при всех оговорках о том, что самого ужасного оне не знал или не хотел знать. Да и неважно это.

Reply

petrark February 23 2006, 11:49:46 UTC
А что тебе не нравится?

Reply

almony February 23 2006, 11:57:32 UTC
Именно что детский сад полнейший.

Reply

petrark February 23 2006, 12:10:29 UTC
Попробуй сказать что-нибудь более умное. В смысле, более умное, чем то, что сказал я. И по делу притом. И ещё: много ли ты слушал Фуртвенглера, и сравнивал ли ты его с кем-нибудь, с тем же Караяном, например? М.б., сначала послушаешь и посравниваешь, а потом будешь ругаться?

Reply

almony February 23 2006, 12:20:09 UTC
Проблема в том, что это вещи, абсолютно между собою не связанные.
"Умным", в моем понимании этого слова, может быть что-то рациональное (аппелирующее к логике, а не к прочим faculties) и, тем самым, проверяемое.

Reply

petrark February 23 2006, 12:59:59 UTC
ОК. Это твоё мнение. Моё другое. Не обязательно при этом ругаться и обзываться "детским садом".

Reply

almony February 23 2006, 19:38:52 UTC
Твоё мнение меня удивило своею, гм, прямолинейностью.

Reply

гм... alifmaqsura February 23 2006, 12:38:58 UTC
это аргумент
устроенный по принципу "а ты дурак, и все". по-моему, непродуктивно сходу обвинять собеседника в невежестве.

а по сути:
Я слушала фурта и других, но смысл твоего поста мне тем не менее неясен. Он мог сочувствовать нацизму, мог - и нет. это НЕВАЖНО

А уж политические пристрастия или нравственные качества НИКАК не связаны с талантом, умом, или там что еще нужно для этого

рискуя нажить себе врагов, выскажусь более резко.
это все вздор, по-моему...

Reply

Re: гм... petrark February 23 2006, 13:09:13 UTC
Я, кажется, уже сказал, что мне глубоко плевать и на политические пристрастия и на взаимоотношения Фурта с нацизмом. Я хотел обратить внимание народа на интересную и полезную статью, и всё. И попутно высказал своё мнение, которое считаю обоснованным - хотя бы потому, что оно сложилось задолго до того, как я прочёл эту статью и узнал некоторые факты. По-моему, образ дирижёра, который так дирижировал Брукнером и Шубертом, очень хорошо сочетается с именно таким поведением в то время. Он мог бы уехать, но не уехал, мог бы прогнуться, но не прогнулся, мог бы с какой-то точки зрения быть более принципиальным и последовательным, но не был, - потому что служил музыке и только музыке, скажу даже точнее, - немецкой музыке и немецкой культуре, и свой долг перед Богом, собой, немецким народом и человечеством он видел в том, чтобы несмотря ни на что хранить эту культуру и пронести её сквозь пламя войны, которое оказалось не только ужасным, но и очистительным. И он выполнил свой долг. Сполна. И в каждой его надрывно-величественной ноте слышна ( ... )

Reply


Leave a comment

Up