В 1502-1508 гг. уроженец Перуджи Пинтуриккио расписал монументальными фресками пристройку к собору в Сиене, в которой находится нотная библиотека знатнейшего сиенского аристократического рода Пикколомини. Цикл фресок посвящён самому славному представителю этого рода - путешественнику, поэту, политику кардиналу Энеа Сильвио Пикколомини (1405-1464), впоследствии папе Пию II.
Фрески в библиотеке Пикколомини, возможно, являются наиболее совершенным творением зрелого Пинтуриккио (настоящее имя Бернардино ди Бетто, 1454-1513), который работал также в Риме (в том числе, как теперь считается, в Сикстинской капелле), и одной из вершин живописи позднего итальянского Возрождения. Эта строгая и сдержанная в экспрессии манера в начале XVI в. стремительно уступает место приторному Рафаэлю (которого я скорее не люблю) или преувеличенно натуралистичному Микельанджело (которого я люблю, но в ограниченных количествах), после которых в итальянской живописи начинается длительный период упадка. Манера Пинтуриккио в чём-то родственна прославленному Перуджино, но ближе всего она, на мой взгляд, моему любимейшему и непревзойдённому Доменико Гирландайо.
Разумеется,
здесь фотографии этих фресок лучше и профессиональнее, но мне кажется, что несмотря на некоторую расплывчатость мне кое-где удалось лучше передать настоящий цвет. Поэтому я и осмеливаюсь показать свои несовершенные снимки.
Цикл фресок в хронологическом порядке изображает наиболее важные события из жизни Энеа Сильвио Пикколомини.
№ 1. Энеа Сильвио Пикколомини в качестве секретаря епископа Фермо отправляется на собор в Базеле (1431)
№ 2. Энеа Сильвио Пикколомини - посланник при дворе шотландского короля Иакова I (середина 1430-х гг.)
№ 3. Император Фридрих III увенчивает Энеа Сильвио Пикколомини лавровым венцом в качестве поэта-лауреата (1442)
№ 4. Энеа Сильвио Пикколомини в качестве посланника императора воздаёт почести Папе Евгению IV (середина 1440-х гг.)
№ 5. Энеа Сильвио Пикколомини знакомит императора Фридриха III с его будущей женой Элеонорой Португальской (1450)
№ 6. Энеа Сильвио Пикколомини становится кардиналом (вторая половина 1450-х гг.)
№ 7. Коронация Энеа Сильвио Пикколомини в качестве Папы Пия II (1459).
№ 8. Папа Пий II на соборе в Мантуе (1459-1460)
№ 9. Канонизация Папой Пием II Екатерины Сиенской (1461).
№ 10. Папа Пий II приезжает в Анкону (1464), где вскоре умирает. Удачной фотографии этой фрески целиком у меня нет, но я её показывал вчера. Здесь же только фрагменты:
Над выходом из библиотеки (он же вход) - огромная фреска, изображающая коронацию папы Пия III, племянника Энеа Сильвио Пикколомини, заказчика фресок в библиотеке.