Свобода и своеволие

Aug 03, 2009 00:48

Не сразу, но постепенно я поняла, что у человека есть выбор между путем свободы и путем своеволия. Язык понятий беден, и мы употребляем слово "свобода" в двух значениях - в полновесном смысле и в сочетании "свобода выбора". Есть явное различие между этими двумя понятиями. Говоря о "свободе выбора", мы имеем в виду волевой акт. Человек действительно ( Read more... )

ethics, Мандельштам, quotations, christianity, Н.Я. Мандельштам

Leave a comment

isya August 3 2009, 05:25:23 UTC
это неплохой и интересный текст (и я помню, как давным-давно читал ее, лет десять или больше назад, в школе - это было очень хорошее чтение).

"согласиться", впрочем, я с ним не могу - получается скорее анализировать. в ее социальном анализе (то, что ближе к концу твоей выжимки, главным образом) мой социальный анализ (довольно левый, хотя и вовсе не советски-коммунистический) видит достаточно естественную жажду упрощения. конечно, очень удобно рассматривать свою эпоху как эпоху какого-то особенного разгула некой разрушительной силы, а прежние - как источник добродетели, которой сейчас не видно; спорить с тем, что те годы были одними из самых чудовищных в человеческой истории, я не буду, как ты знаешь, но мне кажется, что делить таким образом все на черное и белое - это немалая гордыня (и, может быть, то самое "охранительство", о котором она сама же и говорит.)

мне скорее нравятся ее слова о свободе, а например, про грузовик и того, кто за рулем - они вообще чудесные, без всяких скидок (тем более чудесные, что, видимо, отражают тяжелую внутреннюю работу, судя по тому, как она говорит - это не какая-то безусловность для нее, сразу ясная, а именно заработанное знание.)

и мне видится в этом тексте борьба как раз такой свободы - от себя и эпохи - с низким, своевольным (прости мне это злоупотребление ее же терминами) желанием по-простому все объяснить, сидя в своей замкнутой позиции. позиции, как ни крути, члена привилегированного класса - из которой по-особому видится история нашего века, включая и 90-ые и 2000-ые годы в России. это голос старого порядка в самом нехорошем смысле - тот, который даже не подозревает, что кроме него есть какой-то еще голос, что кто-то еще умеет говорить. и все признаки этого порядка, привычные, одобряются просто потому, что они такие (чего стоит пассаж про женщин, говорящих "нет" - к счастью, мы пока очень постепенно, но движемся к миру, где сама эта постановка вопроса становится совершенно бессмысленной.)
я не хочу сказать, что ее опыт и ее мысли не важны, вовсе нет - даже в той части, что мне совсем не нравится (т.е. не положительное определение свободы, а отрицательная часть, с социальной критикой). мне просто сейчас, перечитывая читанное когда-то в твоей цитате, интересно, как ясно это видно в тексте, если посмотреть открытыми глазами.

Reply

petrark August 3 2009, 08:14:31 UTC
Я думаю, что она права ещё и в том, что "в молодости этого понять нельзя". Ни я, ни даже ты, понимающий такие вещи лучше и глубже, потому что больше о них думаешь, этого понять не можем. "Надо прожить жизнь, чтобы понять, что она тебе не принадлежит".

Reply

isya August 3 2009, 16:10:15 UTC
может быть.
собственно, мой комментарий тоже об этом - еще лет пять назад я бы не подумал, прочитав этот отрывок, в тех категориях, в которых думаю сейчас. хотя однозначно хорошая часть ее текста меня и еще школьником очень зацепила, и сейчас нравится (впрочем, понятно ведь, что хорошие вещи вообще полезно читать, и вовсе не обязательно ждать до какого-то возраста.)

Reply

petrark August 3 2009, 16:55:47 UTC
Несомненно, хотя я и не жалею, что читаю это только сейчас, а не пять или десять лет назад.

Reply

isya August 3 2009, 17:12:30 UTC
ну, об этом и не стоит жалеть :)

Reply

petrark August 3 2009, 08:23:13 UTC
очень удобно рассматривать свою эпоху как эпоху какого-то особенного разгула некой разрушительной силы, а прежние - как источник добродетели, которой сейчас не видно
Мне не показалось, что Н.Я. так думает. Да, она приводит в первой книге слова О.М. "Знаешь, если когда-нибудь был золотой век, это - девятнадцатый", но через несколько абзацев пишет так: "В начале двадцатого века возникло, как я понимаю это сейчас, убеждение, что уже пора создать такие совершенные, вернее, идеальные формы социальной жизни, которые должны, обязаны, не посмеют не обеспечить всеобщего благоденствия и счастья. Эта идея была порождена гуманизмом и демократическими тенденциями девятнадцатого века, но именно они-то оказались препятствием к осуществлению царства социальной справедливости: ведь девятнадцатый век был разоблачен как век высоких слов и компромиссных действий, лавирования и общей неустойчивости."
Добродетель же Н.Я., опять-таки насколько я её понимаю, видит в христианстве (в высшем и полном смысле этого слова), которое она ни в каком конкретном времени не локализует. И я не могу с нею не согласиться.
А твоего предпоследнего абзаца про "старый порядок" я не понял.

Reply

isya August 3 2009, 16:15:25 UTC
тут есть несколько пунктов - давай я попробую на них чуть-чуть отдельно ответить?

- про совершенные формы соц. жизни: мне кажется, что это далеко не только атрибут начала 20 века, это ощущение. и во Фр. Революции оно было, и при разных других преобразованиях. у тех же пуритан, уезжающих в Новый Свет, в каком-то смысле то же самое чувство. думаю, что если быть более образованным, чем я, можно и еще много примеров привести.
конечно, действительно есть такие вещи, как изменение общественной атмосферы. одно десятилетие пропитано одним духом, другое - другим. это важно и нужно отмечать. и, конечно, есть важная разница - ничего не повторяется в точности. скажем, gilded age Америки 20-ых и расцвет российского порядка 2000-ых - объединены очень большим соц. расслоением, но разъединены очень много чем другим, и нельзя говорить, что вот тут и там одно и то же.
но чего-то уникального в ощущении, что вот надо переустраивать мировой порядок, я, честно говоря, не вижу. мне кажется, это часто возникающее в той или иной форме чувство.

Reply

isya August 3 2009, 16:25:37 UTC
19 век был веком демократических идей (и уж тем более "золотым веком") только для довольно узкой части общества. это действительно был век эмансипации, но реальных результатов она достигла только для определенных слоев - среднего класса, так сказать. конечно, тогда были сделаны и многие важные первые вещи, без которых мы сегодня уже не представляем социальную жизнь - например, первые запреты на детский труд, первые ограничения на время работы в течение дня, и т.д.

но в целом для подавляющего большинства населения Европы и Сев. Америки жизнь все равно была очень тяжелой. и единственной доступной мерой для большинства оставалось применение силы, в том или ином виде.

Н.Я. же пишет про перспективу своей социальной группы - людей с образованием, довольно богатых (относительно, конечно). для этой группы действительно 19 век мог быть золотым, но ведь далеко не всем так же повезло, и само общество было устроено так, что не могло везти одновременно слишком многим.
поэтому, с одной стороны, неудивительно, что она совершенно не видит, похоже, людей из других групп - они для нее как бы не существуют. она не думает про них, когда думает про общественное устройство и т.п.

Reply


Leave a comment

Up