Vier letzte Lieder

Jan 16, 2008 20:41

Рихард Штраус - странный композитор. Как метко выразился его современник и отчасти друг Густав Малер, "в нём под грудой мусора живёт и действует вулкан" (из письма к жене, 1907 г.). Рихарда Штрауса не без оснований упрекают в манерности и пристрастии к поверхностным эффектам, но иногда из-под его пера выходили сочинения потрясающей красоты и глубины, вовсе лишённые какого бы то ни было налёта искусственности и самолюбования. Собственно, его лучшим произведением я считаю "Четыре последние песни" на стихи Германа Гессе и Йозефа Эйхендорфа (1948) - его последний опус, в котором он говорит абсолютно откровенно и не прячется за внешней мишурой, что сообщает его музыке какую-то совершенно особенную красоту. Кажется, что эта музыка настолько непосредственна в своём трагическом и одновременно светлом примирении с неизбежностью ухода из этого мира, что не может не трогать. Ещё и потому, что эта музыка, сочинённая после Освенцима и Хиросимы, не просто не соответствует своему времени - она отвергает его, рвёт с ним и знаменует уход из него. Vier letzte Lieder стали "лебединой песнью" не одного лишь Рихарда Штрауса, но целой эпохи и целого мира.


image Click to view


music, richard strauss, composers, video, jessye norman

Previous post Next post
Up