14 сентября в Южноуральск с рабочим визитом приехали Стив Паркер, главный инженер компании Energy's Pacific Northwest National Laboratory и Мередит Эванс, старший научный сотрудник Объединенного исследовательского института глобальных изменений и Александр Барановский - директор ОГУП «Энергосбережение». Последний представлял руководство региона и непосредственно работал на областном уровнями с гостями из US.
С нашей стороны, то есть со стороны мэрии в переговорах участвовали Юрий Бентюков, первый заместитель главы по вопросам экономического развития и управления муниципальным имуществом и Сергей Клипа - заместитель главы по вопросам развития инфраструктуры и строительства.
Сначала была встреча в мэрии. Она длилась примерно два часа. Из них минут 15-20 заняла протокольная сьемка, потом работа шла в менее публичном режиме.
Целью визита в Южноуральск было обсуждение возможности и целесообразности реализации в городе амбициозного пилотного проекта по созданию и внедрению механизма государственно-частного партнерства в области энергосервиса в муниципальных бюджетных учреждений Южноуральска.
Если говорить проще, то речь идет о том, чтобы сначала провести полный аудит эффективности энергетической политики в каждом бюджетном учреждении Южноуральска, выработать и совместно реализовать комплексную программу мер по внедрению максимально дешевых и одновременно эффективных механизмов энергопотребления и энергосбережения.
Все это в идеале предполагается сделать с учетом опыта работы Energy's Pacific Northwest National Laboratory на энергетическом рынке США с учетом, разумеется, российских реалий и тех задач, которые стоят перед городом и регионом в сфере обеспечения энергоэффективности работы учреждений бюджетной сферы - тех же детских садов, школ, больниц и пр.
Кстати, я был искренне удивлен, когда в ходе встречи узнал, что, оказывается, в России сегодня не существует ни одного (!) региона, где был бы отработан такой механизм. И что Челябинская область может стать первой в России, кто хочет и может потенциально создать механизм заключения государственно-частных энергосервисных контрактов в бюджетной сфере.
Соответственно, Южноуральск (наряду с Саткой - второй площадкой, на базе которой предполагается внедрение проекта) может стать первым городом в России, где будет создан механизм, который потом будет растиражирован на регион и, возможно, на всю страну.
Стивен и Мередит четко объяснили: для вхождения в проект необходимо желание муниципалитета и стабильная и благополучная ситуация в энергетической сфере и ЖКХ города или района - потенциального участника пилотного проекта.
Всем этим условиям Южноуральск отвечает в полной мере и в министерстве инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства области в целом благожелательно отнеслись к нашей «хотелке» быть первыми.
Кроме этого обсудили кучу реально имеющихся проблем на пути реализации проекта: это, во-первых и прежде всего - то, что нет у нас, муниципалов, собственных средств - нужен серьезный банковский кредит.
Наши специалисты «на глазок» прикинули и получилось, что для реализации энергосервисного контракта по всем бюджетным учреждениям города требуется в короткий срок вложить около полумиллиарда рублей.
Второе препятствие - несовершенство законодательства и «дыры» в нем. А «пробелы» в законах -всегда напрягают тех же банкиров и это объективно затруднит получение кредита (если дело дойдет до стадии практического воплощения).
Есть второй вариант. Выделить какой-то один объект и на нем «в малой форме» поэкспериментировать. Только стоит ли? Моя позиция с самого начала была такой - и этот вопрос мы обсуждали накануне с главой - либо реализовывать проект «по полной», либо не «играть в песочнице».
Ну, сделаем мы «конфетку» из одной школы или детского сада… А что остальные? Так и будут прихериваться, глядя на счастливчика?!..
Если только появится реальная возможность реализовать проект в формате ГЧП, если будет поддержка области и наличие серьезной банковской гарантии - надо сразу брать бюджетную сферу города в целом. Тем более, что в рамках энергосервисного контракта, долговые обязательства на муниципальный бюджет не лягут. Кредит будет гаситься из суммы полученной экономии энергоресурсов в срок от 10 до 25 лет.
После обсуждения деталей будущего контракта, соглашения в мэрии, представители администрации городского округа и гости проехали в школу №4, как один из потенциальных (и типовых) объектов по внедрению энергосервисных контрактов на муниципальном уровне и осмотрели ее помещения, провели совещание с участием директора школы Светланы Карчковой.
Кстати, гостям из США очень понравился город и наш настрой. Уже прощаясь, они особо отметили, что у Южноуральска есть большие перспективы в плане внедрения самых современных и передовых технологий в области энергетики и эффективного управления ею.