"Мэри и Макс". Бог даёт нам родственников... Но, слава Богу, друзей мы выбираем сами

Aug 13, 2015 13:30



«Мэри и Макс» - поистине очаровательный мультфильм, в котором, по мнению критиков, режиссеру удалось пролить свет на темы, не теряющие актуальность, совместить в единой идее множество вопросов, касающихся современных проблем, где ключевое место, пожалуй, занимает в первую очередь личность, индивидуальные переживания, комплексы, особенности мировосприятия и мировоззрения. Просматривая публикации, размещаемые в сети по теме пластилинового мультфильма, мы видим в списке такие предметы и направления для обсуждения: депрессия, ожирение, недостаток внимания по отношению к детям, алкоголизм и наркомания, одиночество, аутизм и пр. Действительно, автор использует много запоминающихся образов, в каком-то смысле шокирующих наше сознание, затрагивающих нашу психику. Ведь эти образы - кот Холс, у которого чудовищно воняет изо рта, и которому банда восьмилеток прострелила глаз, брошенный отцом сразу после рождения Макс Хоровитц и самоубийство его матери, фантазия в отношении невидимого друга, мистера Равиолли и т.п. - подаются нам в особой мультипликационной манере. Мы смотрим не ужасающе реалистичный фильм, поражающий воображения дикостью и драматичностью, а трагикомедию, не лишенную иронии и эксцентричного юмора. Такая подача материала, быть может, в современных условиях социальной адаптированности тем насилия по отношению к зрителю будет более доходчивой, чем душераздирающие кровавые сцены, обычно не имеющие никакой идейности, а рассчитанные исключительно на произведение впечатления на зрителя.



Яйцо с атеистом, высиживаемое грязной проституткой

В истории, рассказываемые маленькой Мэри о своей не совсем благополучной семье и в рассказы Макса о своем детстве умело вплетены простые вопросы, на которые друг другу пытаются ответить герои мультфильма - у них нет должного опыта, для того чтобы дать содержательный и полезный ответ или рекомендацию. В этой связи мы видим важный момент, иллюстрирующий наглядно, что все психологические проблемы и комплексы взрослого человека имеют глубокие корни, уходящие во времена детства, во времена познания мира, прощупывания социальных порядков и адаптации в социуме, установлении коммуникативных связей. Кроме того, будучи взрослым, человек, страдающий психологическим расстройством, дает объективно совершенно нейтральные советы своему другу - он не ищет витиеватых объяснений, не подбирает вычурных слов и не использует народных мудростей. Например, можно вспомнить совет Макса по поводу родимого пятна на лбу у Мэри, заключающийся в том, чтобы сказать издевающемуся однокласснику, что это вовсе не какашки, а шоколад и что это является знаком свыше, свидетельствующим в пользу теории о высшем предназначении Мэри на небесах - раздавать шоколад хорошим деткам.

Заметим, что история двух друзей базируется на реальных событиях и в данном случае Адам Эллиот не предлагает нам взглянуть на встречу двух противоположностей - это вовсе не встреча Дэвида Данна и Элайджа Прайса в фильме «Неуязвимый». Вопреки знакомому и часто используемому сюжету, по которому зритель наблюдает встречу и приключения двух личностей, являющихся антиподами друг для друга, перед нами разворачивается история дружбы двух одиночеств, двух замкнутых и не понимаемых, не принимаемых обществом людей. Они не путешествуют по миру, не находят для себя приключений, не живут на гребне волны, не попадают в переделки, подобно героям старого-доброго фильма «Невезучие» - они существуют в своих уютным мирах, где одна пытается разобраться в своих чувствах по отношению к заикающемуся соседу-греку, а второй еженедельно покупает замену регулярно подыхающей рыбке и наедается шоколадными хот-догами досыта.



Люди надо мной смеются, но я не понимаю, почему. Меня часто смущают, но я стараюсь не обращать внимания. Я нахожу людей любопытными созданиями, но я с трудом их понимаю.

Действительно, почему люди смеются? У каждого человека есть свои странности и у каждого есть свои страхи. Вопрос только в том, насколько умело мы скрываем их. Здесь уместно привести цитату из фильма «Грязь», где главный герой говорил, что все вокруг боятся и главный принцип игры - искусно скрывать свой страх перед другими.



Я прощаю тебя, потому что ты несовершенна. Несовершенна... Так же, как и я. У всех есть изъян, даже у того парня, что сидит у меня под окном. В юности я мечтал быть кем угодно, но только не собой. Доктор говорит, окажись я на необитаемом острове, мне пришлось бы довольствоваться своим собственным обществом. Только я и кокосы. Я должен был бы принять себя, свои бородавки и все остальное. Нам не дано выбирать себе бородавки. Они часть нас и нам придется жить вместе с ними. А вот друзей выбирать можно.

Момент прощения показался мне интересным - Макс Хоровитц какое-то время должен был подготовиться к решительному шагу, герой мультфильма должен был смириться с мыслью о несовершенстве каждого человека, в том числе и своего единственного австралийского друга. Но жалобная просьба нищего все-таки сыграла решающую роль в принятии решения о прощении Мэри Динкл - это был переломный момент, благодаря которому Макс понял, что способен забыть собственную обиду и вернуть теплоту дружеских отношений, которая является неотъемлемой частью течения его эксцентричного существования. Одно только слово «прости» натолкнуло его на мысль о восстановлении столь необходимой как для Мэри, так и для него самого, дружбы.



Он пахнул лакрицей и старыми книгами, думала она, а слезы ручьем лились из ее глаз. Цвета грязной лужи.

Музыка-кино-литература

Previous post Next post
Up