Священник Даниил Сысоев. Проповеди. 1 коринфянам 11:23-32. О Причастии и подготовке.

Jan 14, 2015 00:31

Не нашёл в текстовом формате этой проповеди, и решил перевести из аудио в текст, по этому прошу сильно не пинать за ошибки в тексте, по русскому языку всегда был троечником :)

Священник Даниил Сысоев. Проповеди. На апостольские чтения. 1 коринфянам 11:23-32. О Причастии и подготовке.

..."Также и Чашу после Вечери, говоря: Эта Чаша есть Новый Завет в Моей Крови, сие творите, когда вы будете пить, в Мое воспоминание. И когда вы будете есть Хлеб сей и Чашу сию пить смерть Господню будете возвещать до тех пор, пока Он не вернется". Итак, апостол говорит, что само предание о Евхаристии, почему приносится в Жертву Господню, передано от Господа святым апостолам. Это, если угодно, антипридательство - с одной стороны Христос предает Себя в Жертву по воле Отца за грехи мира, а с другой стороны Его предает Иуда. Два предательства - предательство любви и предательство ненависти, предательство боголюбия и предательство богоненавистничества. И по этому апостол говорит: всё, что у нас сейчас в церквах совершается, совершается во исполнение вот этого завещания Господа, который в ночь Своего предательства взял хлеб и сделавши его Телом преломил в знак того, что это жертвенный Хлеб который очищает наши души, и сказал "сие творите в мое воспоминание". То есть, когда мы участвуем в литургии, мы вспоминаем всю жизнь Господа Иисуса Христа. Здесь нужно помнить, что когда мы стоим на литургии, мы вспоминаем о Христе, а не просто закапываемся в свои дела, как очень часто встречается. И затем Чашу после окончания Вечери, после того как завершился Ветхий Завет, Господь взял и отдал ученикам, говоря "эта Чаша новый завет в моей крови", то есть новый договор, вступающий в силу через Мою Кровь, и "это творите, когда вы будете пить в Моё воспоминание". Что значит когда вы будете пить? Таким образом Христос на святой Тайной Вечере просил учеников своих, чтобы они как можно чаще приступали к животворящему причащению Тела и Крови Господних.

Сейчас часто идут споры, как часто надо причащаться - некоторые говорят надо редко причащаться, чтобы благоговения не потерять, другие говорят, что надо часто причащаться. Ответ - Господь сказал "сие творите, когда будете пить, в Мое воспоминание". То есть как можно чаще приступайте к Телу и Крови Господним. "Время всякой вещи, время рождаться время умирать", как сказал Соломон. Когда же время причащаться? Когда священник выходит и говорит "со страхом Божиим и верою приступите". Это время, когда должно приступать к животворящему Телу и Крови Господним. Но не следует из этого думать, что причащаться следует так вот - "заодно и причастился", нет! Господь сказал, что нужно: во первых вспоминать Иисуса Христа, то есть само воспоминание требует от нас, чтобы мы настраивали своё сердце на это воспоминание. Для того и принято в церкви определенное молитвенное правило. Оно может, конечно, изменяться, варьироваться. Например, некоторые говорят "да что же мне делать?, вот я уже настолько привык к трем канонам, что я уже как молитву их не воспринимаю", а церковь говорит: да есть великолепный выход. Во первых - можно каноны менять. Если у кого есть книжка "Богородичник", можно менять каноны на каждый день - есть 64 канона Богоматери, которые меняются на каждый день. Можно делать совсем удобно. Например вы работаете, а почитать правило некогда, что делать? А очень просто, читаете 100 Иисусовых молитв, 100 молитв "пресвятая Богородице спаси нас", и 100 молитв "ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне". Вот вам и замена будет трех канонов. Вот и читайте. Только внимательно, по четочкам. После каждых десяти молитв вспомните что нужно читать: после первого десятка молитв нужно читать "Отче наш", после второго десятка - "Богородице, Дево, радуйся", ну как принято по четкам читать. Вот вам будет надлежащая хорошая замена канонов, если вы их не можете прочитать к примеру, если вы настолько уже привыкли к этим молитвам, что они что называется "глаз уже замылили". Но молитвы ко причастию нужно читать конечно обязательно, чтобы настроится просто на это воспоминание Господа нашего Иисуса Христа.

И апостол говорит дальше - "кода вы едите этот Хлеб и Чашу эту пьёте смерть Господню вы возвещаете, до тех пор пока Он не вернется". И вот, сейчас в молитве мы слышали слова Христа, которые Василий Великий передает - "когда вы едите от Хлеба сего и пьёте от Чаши сея смерть Мою возвещаете, воскресение Мое провозглашаете вслух". Это к вопросу, о чем нужно думать, подходя к причастию. Часто я спрашиваю "о чем надо думать", а люди мне говорят "о грехах своих", я говорю "о грехах думаешь, когда к исповеди подходишь", вот. А когда приходишь к причастию, думай о Христе Спасителе, об Его смерти, о Его воскресении, и таким образом исповедуй смерть и воскресение , и готовься, вспоминай, жди когда Он вернется. Кстати, здесь, в этих словах мы видим, что сам Христос предсказал, что Церковь не прекратится никогда. Когда говорят вам некоторые лжеучителя "ой там епископы все в ересь уйдут", это ложь, Сам Святой Дух устами апостола Павла сказал, что никогда не будет так, что все епископы ушли в ересь, никогда не будет так, что все священники ушли в ересь. Литургия во всех церквях Божиих будет совершаться до конца мира, потому что таково обещание Иисуса Христа. И самая последняя литургия будет отслужена знаете когда? Когда на небе загорится крест, возвещающий конец мира. Вот тогда будет отслужена последняя литургия, и Чаша раскроет то, что в Ней скрыто в тайне. Понимаете, тайна Чаши раскроется в полноте в день второго пришествия Иисуса Христа. Вот об этом вспоминайте, и ждите второго пришествия с надеждой, и стройте, чтобы оно быстрее наступило. А то некоторые у нас говорят "ой ужас какой, конец, конец света приближается, какой кошмар". Наверное это не христиане говорят. Я понимаю, когда так иудеи там будут, евреи говорить, которым печален конец света. Это и понятно, естественно - они воздаяние от Бога получат, как Каиафа. Я понимаю, когда мусульмане там говорят "ой не хотим конец мира". Ну кому хочется в огненную бездну быть брошенными? Я понимаю кода язычники говорят "ой не хочу конца света, потому, что у меня вся жизнь здесь" . Но когда христиане так говоря, я этого не понимаю. Значит вы Христа не любите? Ведь что такое конец света - это встреча с любимым Иисусом Христом, Который наконец то вернется забирать нас к Себе. Разве нормальный человек будет этого боятся? Он будет бояться оказаться недостойным, но этого самого момента он должен ждать и молиться об этом. Помните, даже в молитве Господней об этом есть специальное прошение - когда мы говорим "да приидет царствие Твое", не "да уйдёт царствие", не "да задержится", а наоборот, "да придёт Твое царство", чтобы таким образом Господь нас всех созвал-собрал к Себе. И Чаша Господня говорит нам о том же самом.

Итак, и дальше говорит апостол Павел: "по этому кто ест Хлеб этот или пьёт Чашу Господню недостойно, повинен будет Телу и Крови Господним". Вот - ещё, следующее правило, которое сказал апостол Павел: если вы будете недостойно есть Тело и Кровь Господни, то вы будете повинны против Тела и Крови Господних. Апостол Павел не сказал, "кто ест или пьет Тело и Кровь Господни часто или редко", он сказал "кто ест и пьет недостойно". Хорошо сказал Иоанн Златоуст "спрашивают у меня как часто нужно причащаться: одни причащаются раз в год, другие причащаются на каждой литургии. Кого мне похвалить? Не похвалю не тех и не других, а похвалю тех, кто причащается с чистым сердцем". Понятно? Это важнейший признак, которого требует от нас Господь. Чистого сердца требует от нас Господь. Если мы посмотрим на церковные каноны, они требуют от нас ежелитургийного причастия (церковные правила), но при условии чистоты сердца. По этому надо чаще причащаться, чтобы очищать сердце. Не просто причащаться, а причащаться с очищением в сердце, с исправлением в жизни, чтобы не быть виновными против Тела и Крови Иисуса Христа. Когда люди говорят, что "мы ленивые, мы маленькие, мы слабые не можем часто причащаться", то они себе дают карт бланш на лень и грех, а я его вам не дам - такого карт бланша. А Иоанн Златоуст говорит: "представьте себе вы пришли на пир к великому царю, царь застелил огромный стол, лакомств наложил, и говорит садитесь", а вы говорите да я лучше пешком постою. Как вы думаете царь обрадуется такому вашему поведению или нет? Он скажет: а нука, этих негодяев вон отсюда вышвырните. Вот - приходим мы на литургию к Царю Небесному неготовые, с грязною одеждою, с нечистою душою, и говорим "а мы лучше пока ещё постоим так, пока мы ещё не готовы к причастию". А Царь скажет, а что вы пришли сюда то, а? А нука, скажет ангелам, свяжите им руки и ноги, выбросьте их во тьму внешнюю, там будет плачь и скрежет зубов. Помните слова Господа, да? По этому Иоанн Златоуст говорит "смотри не пренебрегай святым причастием, но не подходи, к нему с неготовым сердцем". По этому что мы требуем? Мы требуем от вас частого причастия, как можно чаще, не чаще раза в день и не реже, чем раз в месяц, но конечно же, мы требуем от вас причастия подготовленного, с очищенным сердцем. Мы требуем от вас святости! Потому, что Бог требует этого - Бог говорит "будьте святы ибо свят Я, Господь Бог ваш". И апостол говорит по этому дальше "и пускай проверяет себя человек, и так от Хлеба да ест, и от Чаши да пьёт, потому что кто ест и пьет недостойно, суд себе ест и пьет, в осуждение, не рассуждая о Теле и Крови Господнем". По этому многие среди вас больные и страдающие, и умирает достаточно, потому что, если бы мы о себе рассуждали, себя сами судили, то мы бы не были осуждены с миром. Мы судимся от Господа и наказываемся, чтобы не с миром были осужденными. Вот видите, святой апостол говорит, что даже наказание, которые недостойно к причастию приходят, дается от любящей руки Господа. Знаете зачем? Чтобы Господь нас здесь, сейчас наказал, а с миром не осудил. Но лучше не терпеть наказание, лучше чтобы причастие было нам в оживление, в любовь, в мир, в кротость и в радость!

Итак, вспомним, какие правила: причащаются православные, верящие во Святую Троицу, в Бгочеловека Иисуса Христа, в искупительную Его Жертву, кто верит в воскресение из мертвых Христа, кто верит в Его вознесение на Небо и ждет Его второго пришествия, кто верит в бессмертие души, и что воскреснет вот это тело в котором мы сейчас находимся, кто верит, что Библия это слово Божие, кто является верным чадом православной церкви, наконец, кто не держит обид в своем сердце. Потому что, помните - обидчикам и обиженным не место у святой Чаши . Если кто скажет сейчас "я обижаюсь" - вон из храма. Господь прямо сказал "если пришёл к алтарю и принёс дар твой, и вспомнил, что брат твой имеет против тебя, оставь дар твой у алтаря, иди помирись с братом твоим", понятно? Не обидчикам, не обиженным не место у святого Причастия. Обиженные, простите обиду, обидчики, примиритесь с обиженными - только тогда вы можете причащаться.

И наконец, чтобы не путать Тело и Кровь Господни с обычной пищей церковь установила есть и пить святое Причастие натощак - с полуночи ничего не вкушая и не пия. По этому подходите со страхом Божиим и с любовию к Телу Господню. Поняли? И милость Божия да будет с вами! Храни Господь! Начинаем Причастие, Причастие у нас будет с двух Чаш.

Сысоев, Причастие, Церковь

Previous post Next post
Up