Экранизация - вечно популярный брэнд

Sep 21, 2014 22:22

Современный кинематограф это настоящий конвейер по производству фильмов самых разных жанров. Боевики, ужастики, история и фантастика, мелодрамы и комедии. В этом разнообразии каждый найдет то, что будет ему интересно. Одни любят стрельбу, зубодробление, горы трупов и называют фильмы о любви «соплями в сахаре». Другие предпочитают наслаждаться психологизмом драмы и не понимают тех, кто покупает диски, чтобы поржать в обнимку с попкорном. Но при этом есть одно волшебное для всех киноманов слово - «экранизация»! Стоит ему прозвучать, как непримиримые враги на время забывают о жанровых противоречиях и чуть ли не наперегонки спешат в кинотеатр.

Чем манят нас экранизации книг

По результатам одного опроса, порядка 83 % активных любителей кино и литературы ни за что не пропустят экранизацию книги, которую они когда-то читали. Многие даже готовы поругаться из-за этого со своими близкими, которым в это время приспичит смотреть футбол или кулинарное шоу. Другой опрос показал, что 57 % читателей, которые презирают современный кинематограф и дома включают телевизор только ради прогноза погоды, все же пойдут в кинотеатр на премьеру экранизации по любимой книге. Интересные вводные, не правда ли. В чем же популярность фильмов, снятых по мотивам литературных произведений?

По мнению психологов все очень просто. Почему мы перечитываем понравившиеся нам книги? Потому что хотим еще раз пережить те волнительные ощущения, которые когда-то пробудило в нас произведение. При этом, согласно все той же статистике, многие из нас при повторном прочтении испытывают куда большее наслаждение, чем при первом знакомстве, потому что обязательно открывается что-то новое, незамеченное ранее, но очень важное, всплывают на поверхность интересные яркие детали, по-новому начинают играть некоторые грани характеров. А ведь просмотр фильма сродни перечитыванию, только с более ярким визуальным эффектом, когда любимые герои оживают, обретают плоть и кровь, их слова начинают звучать громко и объемно, прямо как в жизни. Потому мало кто оказывается в силах противостоять соблазну перечитать любимый роман с профессиональной картинкой и четко поставленным звуком. Тем более, что за этим, как правило, обязательно стоит какой-нибудь известный режиссер и звездные актеры.

Почему же книга всегда лучше

Но теперь о печальном. Кому из нас, нетерпеливо ерзавших на стуле в ожидании премьеры, на финальных титрах не доводилось разочаровано произносить сакраментальную фразу: книга лучше. Есть такие? Если есть, то вы просто счастливцы, потому что, если верить, опять-таки, все той же статистике, в 9 случаях из 10 любители литературы остаются недовольны экранизацией их любимых романов.

Почему так происходит? На мой взгляд, все просто. У каждого из нас при прочтении художественного произведения, особенно, хорошего, яркого и впечатляющего, невольно в подсознании рождается собственная экранизация романа. В нашем воображении любимые герои проживают все отведенную им жизнь, от корки до корки. Лежа с книгой в руках на диване, мы представляем себе жаркие постельные сценыс обворожительной и соблазнительной героиней. А раскачиваясь в тесноте переполненного автобуса, в окно которого врываются выхлопные газы, представляем, как наш любимчик среди порохового дыма рубится с врагами. И надо ли говорить, что на экране все это выглядит совсем иначе. Не важно, лучше или хуже, достовернее или нет, ближе к оригиналу или дальше от него. Главное - иначе, не так, как это представлялось нам. А отсюда и то разочарование, которое мы испытываем в большинстве случаев.

Стрелять или не стрелять в пианиста

Стоит ли ругать режиссеров и актеров за то, что большинство экранизаций не соответствуют нашим ожиданиям от них? Наверное, нет. Виноваты ли они в том, что мы такие привереды? Должно ли их видение, их авторское прочтение классики стопроцентно совпадать с нашим, чтобы удостоится похвалы от нас? Да и вообще, пианист играет, как умеет, так что лучше поберечь патроны для настоящего дела.

Но это с одной стороны. А с другой, не слишком ли часто последнее время неумелые пианисты, которым бы еще гаммы разучивать, берутся за самые сложные партитуры гениальных композиторов? Согласитесь, последнее время явно наметилась просто угрожающая тенденция - качество литературных экранизаций «хужеет» с каждым разом. Достаточно, вспомнить теперь уже печально известный «Тихий Дон» от семейства Бондарчуков или созданную с участием телеканала Россия «Войну и мир». «Тарас Бульба» безнадежно застрял где-то между хорошим и плохим кино, представ интересным боевиком, но не подняв и половины тех чувств и мыслей, которые бурей вздымает в душе бессмертное произведение Гоголя. Отметился в этом списке и Голливуд - экранизация романа «Вся королевская рать» с Шоном Пенном в главной роли был признан самым провальным фильмом десятилетия! Не порадовал и «Великий Гетсби» с Ди Каприо. И дело даже не в том, что создатели чересчур осовременили главных героев и их мир, а в том, что истинная трагедия главного героя так и где-то далеко от съемочной площадки.

Экранизация - бренд, который выгодно подделывать

К сожалению, приходится констатировать, что большинство современных экранизаторов на этот шаг толкает не столько стремление прикоснуться к вечным страстям и великим историям, поработать с интереснейшим материалом, сколько нечто иное, что к миру искусства имеет весьма далекое отношение.

Дело в том, что на сегодняшний день знаменитые литературные произведения стали чем-то вроде всемирно известного брэнда, торговля которым гарантирует хорошую прибыль. Обратите внимание, едва лишь появляется анонс о скором выходе, скажем, новой версии Sony Playstation, как фанаты приставки начинают копить деньги на ее покупку. И даже если в итоге новинка окажется хуже предыдущей версии, ее все равно раскупят в один момент. Потом производитель извинится, что-нибудь наплетет в свое оправдание и пообещает, что следующий апгрейд обязательно превзойдет все ожидания поклонников. И те будут ждать премьеры все с тем же нетерпением. Ведь это Sony Playstation, брэнд, что его.

То ж самое можно сказать и про фильмы экранизации - стоит только режиссеру или киностудии объявить о начале работ над очередной лентой, как зритель уже начинает нетерпеливо ерзать на стуле. И билеты будут обязательно раскупаться даже после того, как побывавшие на премьере разочаровано скажут: фи, из такого шедевра сделать такое…

Заранее гарантированный зрительский интерес. Именно это обстоятельство толкает многих режиссеров на экранизацию литературных произведений, не важно, о классике идет речь или о популярной прозе современных авторов. Интерес, а стало быть, и коммерческий успех обеспечен в любом случае, а это в современном кинематографе один из ключевых факторов. Возможно, ничего ужасно в таком подходе нет, ведь даже сам Пушкин продавал свои рукописи. Правда, на их создание его вдохновляла отнюдь не возможная прибыль, о чем многие современные рукожопы от киноиндустрии почему-то забывают. В этой погоне за профитом они уподобились мелким кустарщикам, которые, сидя в глухом и темном подвале, пришивают на кроссовки нижнедрищенской обувной фабрики логотип Nike. И их обязательно купят, будьте уверены, ибо брэнд в нашем мире способен творить чудеса.

Но, конечно же, не стоит чесать всех под одну гребенку. В конце концов, какой процент от всего писательского наследия человечества составляют по-настоящему гениальные произведения литературы? Даже капля в море, думаю, покажется слишком большой для такого сравнения. Сколько попыток создать великую историю, замешанную на вечных чувствах и страстях, окончились провалом и пыльной полкой в захудалой сельской библиотеке? В то же время, в бесконечно сером и даже убогом потоке литературных экранизаций, есть по-настоящему хорошие творения. Яркий пример, экранизация русской классики «Идиота» с Машковым, Мироновым и другими звездами российского кино. Кстати, нельзя не отметить тот факт, что после того, как сериал с успехом прошел на телевидении книги Достоевского, и не только «Идиот», стали продаваться и скачиваться в 4 раза активнее. И даже упомянутая выше не совсем удачная экранизация «Великого Гетсби» способствовала пробуждению интереса молодого поколения к оригиналу, хотя многие американцы, покупавшие книгу после просмотра, признавались, что до этого даже не знали, кто такой Фицджеральд.

Так что экранизации снимали, снимают и будут снимать. И это хорошо, пусть даже львиная доля их будет обречена на провал, потому что взявшиеся за этот гуж умеют делать красивые поделки, но для воплощения на экране великого слишком мелковаты. Мы же, как и прежде, будем томиться в ожидании новых шедевров, снятых по шедеврам старым и, раз за разом перечитывая любимые романы, надеяться на то, что когда-нибудь по нему будет снят самый гениальный фильм в истории человечества.

Кино, книги, литература

Up