В бытность мою студентом, с приятелем пошли подрабатывать летом на верфях. Подъем в 5 утра, около 4-х дня уже конец работы и «гуляй рванина». На входе в раздевалку стоял советский автомат с газировкой и единственным граненым стаканом, стряхнув остатки воды на пол, с довольными лицами его передавали дальше по-очереди, это походило на местный ритуал. После пары небольших стычек нас уже приняли за своих, показали как и что делать, за месяц, судя по тому что мастер со мной практически не разговаривал, я стал неплохим кабельщиком, на новеньком танкере, уже спущенном на воду.
Погода стояла замечательная, в отсеках жара, а можно было выбраться на корму, где гулял свежий ветер с акватории Невы, посмотреть на новый ледокол у противоположной верфи, подводную лодку и мрачно-неподвижный плавучий док с надписью «Тихий ход».
В обед, словно по команде танкер пустел, а ближайшая набережная и кусты превращались в зону отдыха и тихого часа, а мы с приятелем не оставляли попытки хоть что-то поймать на крючок, выбрав в качестве насадки кусок жвачки.
За работой оказалось, что танкер уже завершен, спасательную шлюпку с «десантом» добровольцев удачно скинули с уровня 5-го этажа, все остались живы. Нам предложили продолжить работу на подводной лодке, мы согласились.
Дизельная подводная лодка стояла на стапеле и строилась для китайцев. Приятели сказали, что ее проект чуть ли не с времен Второй мировой. Показали шахту, через которую следовало попасть внутрь. Спускаясь по трапу всем удалось четко определить, что рост мой не совсем подходящий, т.к внизу, слезая приходилось сгибаться под 90 градусов, и кажется я на кого-то наступил. Преодолев препятствие, пробираясь мимо всевозможных артерий- трубопроводов и вентилей, словив пару раз головой какие-то штуки, «для лучшего ознакомления» я оказался на новом рабочем месте- отсеке с громадным сердцем-генератором. В отличие от танкера, стесненность местного положения рождала сюрреалистические сюжеты, когда в темноте из щели, буквально из под ног вдруг показывалась чья-то голова, а потом вылезал и целый человек, правда не очень большой.
Так прошла неделя-может быть две. Надо сказать, все освещение в лодке тогда состояло из одной-двух переносных ламп на каждый отсек. В один день, скорей всего это был понедельник или пятница, в любом случае еще не было обеда, когда вдруг в отсек донесся запах дыма и это несколько насторожило. В следующий момент погас весь свет и вместо привычного уже местного фона, в тишине стал слышен летящий по отсекам мат, гул от вибрирующих под ногами конструкций. Думаю, в кромешной темноте короткий обмен взглядом с приятелем, был яснее, чем днем. Казалось через секунды, мы, как по нитке пробрались через половину лодки, «обтекая» каждый кусок железа на пути. Наверху сообщили, что сварщики устроили в соседнем отсеке небольшой пожар, все обошлось. А через неделю наша работа закончилась и с набитыми пакетами пол литровок молока, которое давали за вредность мы шагали в соседнюю пивную, как уже настоящие адмиралтейцы, почти.