Как говорил Остап Бендер в известном романе - “Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения”. Но не для граждан СССР. Обычному работяге, получающему среднюю зарплату, пришлось бы копить очень долгое время, а потом еще и искать, у кого занять денег, чтобы купить вожделенное транспортное средство. И это учитывая то, что в Советском Союзе был достаточно широкий автопарк, который мог предоставить заинтересованному покупателю как машины высокого класса, так и рассчитанные на менее требовательную прослойку населения.
Первые послевоенные года
В первое время, с окончанием советско-немецкой войны, разрушенному государству было не до пополнения своего внутреннего рынка новыми моделями авто.
Но промышленность, в том числе и транспортная, восстанавливались семимильными шагами, и в 49-ом году любой желающий с достаточной суммой на кармане мог купить себе уже легендарный Москвич-401 за 8000 рублей.
Сумма очень немаленькая, да и время тяжелое, но всегда находились те, которые были готовы отдать свои кровные. Не менее легендарную ГАЗ М20В “Победа” можно было купить уже значительно дороже - за 16000 рублей. А самым элитным и соответственно дорогим, считался ГАЗ-12 - авто для советской номенклатуры. Его стоимость была на уровне 40000 рублей.
Вторая половина 50-ых годов
Это время характеризуется активным появлением на рынке новых моделей Москвича, которые сильно полюбились обычному советскому гражданину.
Первая половина 60-ых
В это время прошла деноминация валюты, и авто стали заметно дешевле по сравнению с прошлыми годами. Но также стоит понимать, что и зарплаты снизились соответствующе. Например, Москвич-407 теперь можно было приобрести за 2500 рублей, что в 10 раз меньше, чем цена прошлого десятилетия. Вроде бы замечательно, но не все так радужно - за машину пришлось бы отдать практически 31-у среднестатистическую зарплату обычного гражданина СССР.
А Волга модели ГАЗ-21 обошлась бы и того дороже - 5100. В эту сумму помещались практически 53 зарплаты. А самым доступным считался Запорожец ЗАЗ-965, известный в народе под кличкой “горбатый”. За него отечественный производитель требовал 1800 рублей, что было на уровне примерно 22-ух зарплат.
Конец 60-ых
В это время вышла новая модель Москвича - 408-ая, которая существенно подлетела в цене. Теперь за авто требовали 4500 рублей, что вмещало в себя 45 зарплат.
ГАЗ-21 немного подорожала - до 5600 рублей. Запорожец, после выпуска новой модели - ЗАЗ-966, тоже возрос в цене - 2200 рублей.
70-ые года
Это время ознаменовалось для автолюбителей из Советского Союза появлением автомобиля-классики - Жигулей. Именно в 1971-ом году была спущена с конвейера первая модель этой легендарной марки.
За новенький ВАЗ-21011 требовали очень солидную сумму - 5620 рублей. Чуть дешевле можно было купить обновленный 412-ый Москвич - практически 5000 деревянных. Подтянулась и Волга, обновившая свой авторяд новенькой ГАЗ-24, цена на которую в разное время колебалась от 8500 до 9500 рублей. Самой бюджетной моделью все так же оставался Запорожец - 3000-3500 рублей.
80-ые
За это время Жигули успели несколько раз обновить свою серию - сначала ВАЗ-2101, потом ВАЗ-21013, и финальный аккорд - ВАЗ-21063. Цены были соответствующие. Наиболее дорогой считалась последняя модель - 10000 рублей. Существенно ниже стоил ВАЗ-21013 - 7300 рублей. А вот на “копейку” сумма колебались от 6300 до тех же 7300 рублей.
Москвичи тоже обновили свою линейку - стоили Москвич-2140 и Москвич-2141 соответственно 7500 и 9000 рублей.
Цена на модифицированную Волгу модели ВАЗ-24-10 возросла теперь до космических цифр - 16500 рублей. Но так как она все так же оставалась авто для элиты, то с ценником проблем не возникало.
Как видно, авто стоили в СССР достаточно дорого и были далеко не каждому по карману. Но все же, это не помешало отечественному автопрому найти своих фанатов и почитателей.