Temple Grandin - аутисты и не только

Mar 10, 2015 13:57

Я вчера прослушала ее последнюю лекцию о том, как устроено сознание аутиста. И, скажу я вам, руки чесались взять ручку и конспектировать, конспектировать. Но тогда бы я не уснула часов до трех ночи. Итак ворочалась и прикидывала ее инструкции на свою жизнь, на свои родительские функции.
Сама доктор Грандин - высокофункциональный аутист (но она старается избегать этого слова, диагноза, потому что, по ее словам дети становятся диагнозом - а это совсем не то, что человек есть. Человек - это его интересы. И она - это лошади, коровы конструирование и ракеты) Ее пытались засунуть в спец школы в далекие пятидесятые, говорить ее научила мама, сидя с ней и карточками в 4 года. Она - эко-человек, в школе ее называли диктофоном, потому что она повторяла фразы over and over. НО!!!! с моей точки зрения, это человек железной воли и безграничных увлечений. Она - PhD, который читает лекции огромным залам (а в свое время она не могла высидеть выступление в цирке - sensory overload). Она переделала животноводческую индустрию. Она написала книгу и помогла стольким детям (и их семьям). Короче, она - какой-то супер человек.

Одна из ее последних лекций - лекция о том, как в этом мире, мире гаджетов, игр и вечно занятых, чрезмерно опекающих родителей вырастить приспособленного самостоятельного человека. ВСЛУШАЙТЕСТЬ..... ЭТО ЖЕ ПРО ВСЕХ ДЕТЕЙ! Хотя она, конечно, говорит о высокофункциональных детях, об аспергерах.

Начну по порядку. первый и главный постулат, который она повторяет снова и снова (их, правда всего четыре или пять, но вот с маленьких начиная) - the worst thing you can do - you can do nothing. Она говорит это о малышах трехлетках, у которых еще нет речи. Если твой ребенок не говорит в три - действуй. Ищи, консультируйся, узнавай, пробуй играй и занимайся. Тереби врачей, знакомых. Худшее, что можно сделать - сидеть на попе ровно.
И через некоторое время она повторяет это же:

с играми, неделанием двигаться, придумывать - нельзя оставлять ребенка сидеть в углу и играть в айпэд. Его надо теребить, подсовывать занятия, идеи на основе интересов, водить в кружки, в музеи, интересные места. А!!! но это же не только с аутистами! Это же применимо к любому ребенку. Если ничего не делать, оставлять его с его гаджетами, то он и не сдвинется с места. Будь то трехлетка с мультиками, или подросток с играми. Лимитирование гаджетов. НЕ отказ, а временные границы.

С выбором. Ребенок должен учиться манерам, взаимодействию с окружающими, этикету и правилам поведения в социуме. Если он не хочет - у него есть выбор: сделать это в такм виде, или в другом. НЕ ДЕЛАТЬ - не выбор. нет такого. Она смешно описала как она не хотела идти на школьный вечер кино и мама дала ей выбор: она может пойти на вечер, а модет стать кино-оператором на этот вечер. НЕ пойти выбора не было. Смотря на своих детей, на то, как легко они "выбирают" гонять балду дома, я понимаю - это же тоже про всех. Выбор должен быть. НО выбора НЕ быть не должно. The worst thing you can do - do nothing!

А дальше она перешла на работу, поиски, интервью (она. конечно скачет с темы на тему ужасно, но у меня прямо картинка в голове, как ровно у нее все по полочкам и она открывает языки с информацией один за другим и всему есть свой черед)
Очень важным для меня оказалось, что она выделила у взрослых и подростков-гиков тоже (она считает практически всех гиков аспергерами или людьми с аутичными чертами. Ее любимый - Стив Джобс) - нежелание шевелиться, тыкать пальцем в сторону.
YOU HAVE TO BE RESOURCEFUL - мы должны уметь находить варианты. И это то, самое главное, чему надо учить детей - уметь использовать окружающие ресурсы. О, как она ругалась на родителей, которые приводят детей и спрашивают "в какую школу нам пойти?" - А вы мне выбор принесли? нет? а гугл открывали? GOOGLE IT!
Я ее понимаю, с ее мышлением - как картотекой библиотеки, google images, ей нужна конкретика. НО это же и в нашей с вами жизни. Постараться самому пойти найти, открыть страничку в интернете, потыкать кнопочки на чайнике, полазить по полкам холодильника вместо "МАААМА, НАЙДИ МНЕ". Вот этот навык - очень важен же для каждого ребенка.

Как Темпл Грандин предлагает этому учить? А просто. Задания в стиле "сделай сам". Выдавание детям ответственности.
1. Дети должны работать. Не за деньги, нет, а участвовать в жизни семьи на постоянной основе (старые давно забытые обязанности по дому). Та же домашка и сбор рюкзака. Кстати, в школе у В, да и во всех знакомых школах, детям с первого класса дают все инструменты для самостоятельности и независимости, предлагают ответственность. Им к домашке прилагается список с галочками по пунктам отслеживающий правильность и готовность дз. И если родитель эту ответственность не отберет, то ребенок научится сам за собой следить. Потихоньку. Но у них на это 13 лет :)
2. Детей нельзя опекать (нельзя перебирать с опекой). Родители стремятся обезопасить ребенка, защитить. НО под бременем гиперопеки кто же станет делать хоть что-то сам? Детям надо давать свободу. давать возможность преодолеть трудности и решить задачу самим. Грандин рассказывала о каком-то специфическом лагере у них на юге, где детей лишали всяких гаджетов и привычной атмосферы обслуживания. Дети носились по лесу, строили шалаши, готовили еду, решали задачи. САМИ. И никто не ушел истощенным или без большого прогресса. - привет всем бабушкам. лишние телодвижения "на благо" детей - зло :)
3. Надо подбирать задания на основе интересов. НО задания сложные. Тут Темпл Грандин повеселила зал своим виденьем ракетных наборов. Полный комплект "ракета у вас дома" - это же нонсенс. Запуск ракеты - это не о том, чтобы поджечь и полетела - it's not the point! Ракету надо смастерить, покрутить над головой, подлатать ее аэродинамические характеристики и добиться, чтобы она взлетела. Это работа головой, поиск решения - This is being resourceful.
4. Это уже для старшеклассников и взрослых. Продавай свою работу, а не себя. Если надо сделать отчет, устроиться на работу - должно быть портфолио, долны быть примеры работы, а не просто слова. Если презентация - убедить, что листочки на месте, что айпэд заряжен, снимки загружены. ИИИИИ! мы возвращаемся к пункту один и ответственности за себя, свой проэкт, свое задание. (НинВанна, котелок картошки и дети. Я никак не могу забыть этот пассаж)

Вроде все. Вроде common sense и так просто. Но поди ж ты.
Previous post Next post
Up