В апрельском номере горячего любимого мною Digital Photo опубликована моя большая статья про Исландию. Ура! Когда-то я даже не мечтал об этом! Фокусгруппа из знакомых оценили статью как очень интересную, так что буду рад, если многобуквенный текст вас не смутит)
Привожу финальную верстку и текст:
Покровский Петр
Родился 23.10.1984 в семье дипломатов, с которой объездил практически всю Северную Европу, а затем неоднократно возвращался в эти страны уже в качестве фотопутешественника. Всего посетил 25 стран на 4 континентах. Заинтересовался фотографией около 4 лет назад, с тех пор неоднократно становился автором статей и иллюстраций для российских журналов, выставлялся на фестивале ФОТОTRAVEL. Автор лекции "Мили в деньги или как получить от путешествия максимум» на всероссийском фестиваля "Искусство науки - 2011", "Лекций на Дебаркадере", иллюстратор путеводителя "Orangевый гид" по Бангкоку.
Также активно занимается студийной съемкой, сотрудничая с рядом глянцевых журналов, является экспертом канала СЕКС.РФ, проекта CITYCELEBRITY и других, проводит лекцию «Мужской подход к мужскому глянцу».
Думаю, для всех путешественников одним из источников вдохновения и тяги к новым местам и странам является карта. Разглядывая ее, представляешь, как в давние времена мореплаватели месяцами, а то и годами рисковали своей жизнью, чтобы мы могли ее видеть сегодня и повторять их маршруты, но уже куда более быстрым и комфортным способом. Наверняка многие обращали внимание на затерянный в водах Северной Атлантики остров. Это Исландия - страна льда и огня.
В ясный день из окна самолета, приближающегося к Исландии со стороны Европы, будут видны бескрайние лавовые поля, сначала поражающие своей необычностью и красотой, а затем наводящие на мысли, как там живут люди? Действительно, кажущиеся с высоты безжизненными вулканические просторы юго-запада Исландии настолько отличаются от всего, что вы видели раньше, что многие начинают всерьез думать, не на другой ли они планете. Даже NASA один из этапов тестирования своих лунных модулей проводила в Исландии.
На контрасте столица страны Рейкьявик удивляет обилием парков, деревьев, зеленых насаждений и вполне европейским укладом жизни. Сами исландцы, несмотря на кажущуюся замкнутость, очень гостеприимны и открыты, и в этом похожи на нас. Стоит с ними познакомиться чуть ближе, и вы всегда сможете рассчитывать на этого человека в будущем.
Первое и лучшее, что следует сделать прибывшему путешественнику - арендовать авто, так как расстояния в Исландии приличные, привычной железной дороги нет, автобусных маршрутов мало, а аэропортов и того меньше. Также этот вид транспорта дарит непревзойденную мобильность в перемещениях и возможность возить много вещей. А фотопутешественнику в Исландии это важно вдвойне.
Значительная часть дорог в стране - грунтовки, многие открыты только в летний сезон, поэтому оптимальным средством передвижения будет небольшой джип. А самые красивые и, в хорошем смысле, «марсианские» пейзажи в центре страны без серьезного 4x4 фактически недоступны, так как дорога туда подразумевает форсирование многочисленных рек и откровенного бездорожья.
Самый благоприятный период для поездки в Исландию - июль, когда воздух имеет хорошие шансы прогреться градусов до 15-20, а ночи еще невероятно короткие и очень светлые. В конце июня - начале июля столь любимое фотографами «режимное время», тянущееся часами и быстро меняющаяся погода североатлантического острова открывают поистине шикарные возможности перед пейзажными фотографами. Прибавить к этому неземные виды и полное отсутствие туристов в предутренние часы - получите рецепт идеальных фото.
Держа в голове все эти моменты, я собрался со своим Nikon’ом в поездку. Подготовка началась где-то за полгода, и это оправданный срок для желающих забронировать в «высокий сезон» хоть какое-то проживание не в столице. Но и мне пришлось однажды разбивать палатку в кемпинге, так как даже койко-места на фермах в нужном мне районе оказались заняты на интересующие даты. Машину также можно забронировать заранее с определенной скидкой, что вполне существенно, так как автомобиль эконом класса приближается по стоимости аренды к 100 евро в сутки, не говоря уже о более серьезных транспортных средствах. И конечно, не секрет для многих, что авиабилеты практически всегда по некурортным направлениям лучше приобретать как можно раньше.
Организационная часть позади, осталось определиться, что может потребоваться в путешествии. В первую очередь, одежда! Как гласит исландская поговорка, «не нравится погода - просто подождите 5 минут». И действительно, даже в июле в течение одного дня вы можете промерзать под моросящим дождем с пронизывающим ветром в тёплой рыбацкой куртке, а час спустя в одной футболке лежать на мху при палящем солнце. Так что одежду лучше брать самую разную, и серьезные утепленные непромокаемые куртки, и легкие непродуваемые ветровки, и дождевики. Свитер по желанию можно приобрести на месте - кофты с национальным орнаментом славятся на всю Европу благодаря шерсти исландских овец. Очень густая и теплая шерсть обладает еще и водоотталкивающим эффектом, так что при непродолжительной непогоде можно обойтись только им. Кстати, овцы служат для еще одной вполне прозаичной цели - поставки вкуснейшей исландской баранины, качество которой достигается почти круглогодичным выпасом овечек на огромной территории, и в поисках свежей травки животные забираются высоко в горы и много двигаются, обеспечивая оптимальное содержание жиров в мясе.
Но ведь помимо себя любимого надо защитить еще и аппаратуру - так что надо не забыть и непромокаемый чехол на рюкзак или сумку с фотоаппаратом и аксессуарами. Незаменимым помощником на исландских ветрах станет добротный тяжёлый штатив, который не будет колебаться на продуваемом месте и не будет менять свое положение на мягком мху.
Мой Nikon D3s оптимально подходил для поездки - дополнительный вес на штативе только придавал устойчивости, а влагозащищенный корпус снимал ряд забот при съемке под дождем и вблизи водопадов. Из объективов у меня с собой были 20/2.8 для пейзажной съемки, 35-70/2.8 в качестве штатного объектива и 80-200/2.8 для съемки удаленных объектов, коих будет попадаться немало.
Итак, я прибыл в Рейкьявик. Не будучи любителем жанра городской фотографии, на столицу я отвел совсем немного времени, но отказать себе в удовольствии погулять по северному городу с фотоаппаратом я не смог. Чудесный тихий скандинавский город с аккуратными домиками, портом, запахом моря и несколькими памятниками архитектуры, самым примечательным из которых была так называемая «Жемчужина». Когда-то внушительные баки для охлаждения горячей воды из геотермальных источников для городских нужд сегодня превратились в выставочный центр с фешенебельным рестораном и обзорной площадкой.
Ограниченный бюджет поездки не предполагал свободных дней, и был определенный риск того, что в каких-то ключевых точках путешествия не повезет с погодой. Так что вперед на машине по «золотому кольцу» Исландии. Главными достопримечательностями так называемого кольца являются водопад Гюдльфосс и долина Гейсир, давшая название целому природному явлению.
Дорога то как выпущенная стрела продвигает нас к цели, прокладывая свой путь через лавовые поля по прямой линии, то начинает петлять, когда местность становится гористой. То слева, то справа показываются в отдалении небольшие хутора, которые кажутся затерянными домиками в сказочной стране. Но лучше не отвлекаться от управления машиной, так порывы ветра могут быть такой силы, что машину снесет в сторону, поэтому приходится всегда быть начеку.
И вот я прибываю в Гейсир, а точнее в долину
Хаукадалур, где находится ряд природных фонтанов, одним из которых является Великий Гейсир. Для непосвященного это настоящее природное чудо - огромная, мощная струя воды и пара высотой до 70 м поражает воображение, заставляя забыть о фотоаппарате. К сожалению, ни мне, ни многим туристам после меня не удастся увидеть извержение такой высоты - с течением времени активность Великого Гейсира падала и в последние годы высота столба снизилась до каких-то 10 м, да и это всего 2-3 раза в день. Зато всего в 40 метрах находится другой, менее известный, но более «надежный» гейзер Строккур, который «выпускает пар» каждые 5 минут на целых 20 метров.
К сожалению, в первый полноценный день я не смог встать достаточно рано и прибыть на место раньше всех туристов, так что здесь меня ожидало фиаско с точки зрения «большой фотографии». Многочисленные путешественники в ярких разноцветных куртках редко когда умудряются стать смысловым или композиционным элементом на пейзажной фотографии. В некоторых случаях можно воспользоваться следующими трюками - снимать на очень длинной выдержке с применением нейтрального фильтра до полного смазывания всех двигающихся объектов, либо опять же со штатива снимать несколько карточек с разницей секунд в 20-30, а потом в графическом редакторе совмещать разные дубли, выбирая участки без людей. Но когда люди вновь и вновь окружают гейзер, эти трюки не пройдут.
Хоть и было обидно, но моя философия путешествий подразумевает и относительно комфортный временной режим. Понимая, что всех кадров не снять, я не гонюсь за километрами пробега, количеством посещенных за день мест, а стараюсь, чтобы получившиеся фотографии дополняли мои собственные впечатления. А если все время проводить за видоискателем фотоаппарата ощущение атмосфера несколько смазывается, как будто все происходит не совсем с тобой. Так что иногда я откладываю камеру в сторону и просто наслаждаюсь местом.
Но наступает пора двигаться дальше, к водопаду. Зная переменчивый характер исландской погоды, я еще в машине начал соображать, как именно я буду снимать. Ускоряя шаг, я радовался удаче - только-только отступили тучи, и солнечный свет прорвался на какие-то двадцать минут. На небе оставались фактурные облака, ярко-зелёная исландская трава красиво переливалась. Когда я подошел к обрыву, мне открылась поистине впечатляющая картина: огромная масса воды в два этапа обрушивалась вниз с высоты в 32 метра и делала необычный поворот на девяносто градусов, поднимая вверх огромное количество водяной пыли, которая в лучах солнца давала радугу. Здесь как раз сработал один из описанных мной приемов, который оставляет зрителя наедине с величием природы.
Прошло совсем немного времени, и погода испортилась - небо заволокло тучами, оно побелело и начисто лишило притягательности видовые фотографии, сделанные в тот день. Но когда небо превращается в огромный софтбокс, одни возможности сменяются другими. Такой характер освещения больше подходит для выявления текстур, фотографий деталей, макросъемки, заставляет еще больше внимания обращать на композицию в снимке, искать линии, геометрию. Самое важное вовремя это понять и переключиться.
Памятуя о ранее не задействованной мной функции макросъемки на новом для меня 35-70/2.8, я решил поэкспериментировать с исландским мхом. Найдя подходящее место, я бросил машину и пошел по приятному и мягкому покрову. Вообще исландцы считают мох одним из своих богатств и достояний, так как это ценная кормовая база для многочисленных оленей и эффективное натуральное лечебное средство от многих болезней, продающееся во многих аптеках мира. С этими мыслями я начал осторожно ложиться на камни, поросшие мхом. Как оказалось, зря. Пятнадцатисантиметровая подушка из мха достаточно плотная и в то же время мягкая, что падать можно было практически не выбирая места.
Объектив 35-70/2.8 хоть и автофокусный, но при переключении в макрорежим фокусировка осуществляется вручную. Устроившись помягче и поудобнее, я сделал первый кадр. Чтобы оценить точность фокусировки, я начал увеличивать изображение на экране фотоаппарата. Как же я был удивлен, когда наблюдал превращение однородной серой массы в целый микромир. Чем больше я увеличивал изображение, тем больше поражался структуре мха, в которой было что-то от фрактальных рисунков - на мхе были свои ветки, на которых в свою очередь были отростки и так далее. В результате мой «макромох» превратился пейзажную фотографию другой планеты, со своими холмами и лесами. Эта фотография будет занимать особое место в моем архиве.
Оставшийся путь до Рейкьявика в мыслях о фотографии пролетел незаметно. После продолжительного дня в пути неплохо бы и отдохнуть. Рейкьявик, как и любая другая европейская столица, предлагает самые разные варианты досуга, поэтому любой сможет найти занятие по вкусу. Будучи знаком со всеми из них, я знал, что выбрать. После долгих прогулок на ветру и с рюкзаком на спине самым разумным будет направиться в один из многочисленных открытых бассейнов города. Они устроены скорее как термальные ванны - поделены на участки с разной температурой воды, вплоть до обжигающей. Есть небольшие парилки. И все это под открытым небом, что придает особое очарование. Атмосфера там совсем иная, нежели у нас - в Исландии люди приходят в бассейн после работы посидеть, пообщаться, расслабиться, и это массовое явление.
После водных процедур появляются силы и просыпается аппетит. Самое время отправиться в один из многочисленных рыбных ресторанов, где будут как классические рыбные блюда, так и традиционно исландские, как например, протухшее мясо акулы. Если же вы, как и я, более чем равнодушны к рыбе, не откажите себе в удовольствии попробовать стейк из кита - такая возможность есть в считанном количестве стран, и мясо того стоит. Но не ищите дешевых ресторанов - их, к сожалению, нет. Хорошей альтернативой может стать поход в магазин, покупка мяса и одноразового гриля - это отличный вариант устраивать привал на долгих участках пути.
Ну а если останутся силы - добро пожаловать в исторический центр города, который, несмотря на свои малые размеры, просто усеян барами, пабами, кафе и клубами, и снискал славу «северной Ибицы».
Наступает очередной день, и я выдвигаюсь дальше. Конечная точка моего маршрута - лагуна ледников Ёкюльсаурлоун. Путь неблизкий, около 400 км, осложненный однополосностью федеральной дороги номер 1 и неимоверным количеством красот, мимо которых фотографу трудно проехать просто так. Исландия одна из тех стран, где вид из окна автомобиля несильно уступает собственно самим достопримечательностям. По сути, Исландия - это одна большая природная достопримечательность, которая хватает тебя изнутри и не отпускает, продолжая гнать тебя вперед за все новыми видами и кадрами. Возможно именно поэтому в Исландии массовый транспорт не нашел широкого применения? Так и я, не будь необходимости все-таки проехать расстояние до ночи, останавливался бы каждые 5 минут, и я не преувеличиваю. Расскажу лишь о некоторых местах, мимо которых невозможно было проехать, не расчехлив фотоаппарат.
Прежде всего, в глаза бросаются небольшие пирамидки, сложенные из камней. Они могут идти вдоль дороги небольшими кучками, могут быть одиночными на небольших холмиках, а бывают целые поля, усеянные этими пирамидками. Про них говорят разное - начиная от того, что камни складывают в пирамидки проезжающие люди, заканчивая тем, что в них живут тролли. Как бы то ни было, отношение к ним самое уважительное. Даже строители дорог старательно обходят эти формации, вызывая непонимание у туристов, по какой же причине прямая дорога без видимых причин делает то тут, то там изгибы. Вопросов про эти пирамидки больше, чем ответов. Откуда их такое количество? Пирамидки тысячами разбросаны по Исландии. Многие из них остроконечные и непонятно, что их удерживает во время сильных ветров, когда с места сносит людей и даже автомобили. Может, там правда живут тролли? В Исландии в это нетрудно поверить.
Кстати, еще одно красивое место на пути в лагуну ледников также неразрывно связано с легендами о троллях. Это деревушка Вик, живописно расположенная на самой южной оконечности Исландии среди скал и обладает редким и очень красивым пляжем с черным песком. А прямо из воды вырастают базальтовые колонны, которые как раз и являются окаменевшими от солнечного света троллями. Это место так вдохновило, что три дня спустя я вернулся сюда вновь, но уже с источниками освещения, моделью, визажистом и стилистом. Была увлекательнейшая съемка, но это совсем уже другая история.
Здесь я сделал один из своих самых любимых кадров из Исландии - снимок расположенной на высоком холме одинокой церкви, практически парящей в облаках. Снимок с технической точки зрения совсем простой, лаконичный, но этим самым он отражает одну из граней Исландии - страны с большими просторами, простыми в общении людьми, и в то же время очень яркой.
Перекусив в деревушке, я двинулся дальше. Но мой путь преградили чудесные исландские лошади. Сначала в переносном, а затем и в буквальном смысле. О таких покорных и естественных моделях я мечтал давно. Эти давние друзья викингов, казалось, не испытывали никакого беспокойства от проезжающих машин и от человека с фотоаппаратом, позволив сделать мне несколько замечательных портретов, по-другому и не скажешь. Исландскую породу лошадей отличает красивая внешность - плотная и густая грива часто светлых оттенков, так что среди них попадаются настоящие блондинки, как и большая часть прекрасной половины населения Исландии.
В начале рассказа я говорил о трудностях с проживанием в малонаселенных районах. Вот и настала пора доставать из багажника палатку и устраиваться на ночлег. Я доехал до ближайшего к лагуне ледников кемпинга и там и расположился. Место очень красивое, с видом на ледник. Кемпинг был оборудован всем необходимым - можно было сходить в туалет, принять душ, накипятить воды, был небольшой киоск. Но так как я приехал, когда уже совсем темнело, я первым делом поставил палатку, что для меня было совершенно новым опытом. Укутавшись во все самое теплое сразу, я благополучно пережил ночь. Но советую путешественникам брать зимние спальники, так как даже в разгар исландской жары ночью вполне могут быть отрицательные температуры вблизи ледников.
Наступает утро, и проезжаю последние километры до лагуны. Температура стремительно падает по мере того, как подъезжаю к леднику. Начинает идти непрекращающийся, кажется, никогда дождь с сильным пронизывающим ветром. И вот моему взору открывается система озер с айсбергами самой разнообразной формы и мягкого, но очень насыщенного голубого цвета. Да, становится понятно, почему это место выбрали для съемок одной из частей фильма про агента 007. Исландия не перестает удивлять разнообразием ландшафтов и красотой своей природы. Лед, пролежавший не одну сотню лет сильно спрессовывается, и его физические свойства сильно отличаются от привычного нам всем льда - небольшие осколки совершенно прозрачные, как хрусталь, а большие глыбы обладают эффектом приятной голубой подсветки. Кроме того, такой лед тает в пять раз дольше обычного. Излюбленным аттракционом туристов является дегустация виски с кусочками тысячелетнего льда! В Исландии в целом, и в таких местах особенно, создается ощущение, что время там остановилось, что там какая-то тысяча лет. Настоящая, нетронутая и первозданная природа привлекает каждого, кто к ней прикасается, и хочется пожелать этой чудесной северной стране как можно дольше беречь то, что им досталось.
Мне же надо было начинать обратный путь в Рейкьявик, затем домой, в Москву. Но я точно знаю, что немало неразгаданных тайн для меня еще осталось, и я не раз вернусь на этот остров, обладающий неисчерпаемым ресурсом для фотографов. Поездки к центру острова на больших джипах, морские прогулки к местам обитания китов и дельфинов, птичьи острова, подземные реки, реликтовый лес на востоке страны, живописные фьорды на северо-западе, огромные кратеры с озерами - Исландия еще очень многое может мне предложить. До встречи!