Некоторые знают, что всю зиму я пытаюсь написать текст про общественное финансирование. Я переписал этот текст, наверное, раз 15. Вот это предпоследняя версия. Она все-таки раза в три длиннее чем надо. Я ее перепишу еще раз, и финальную версию повешу на сайте и фигану в рассылку. Но существенных изменений там уже не будет. Так что, писать что вы об этом думаете можно и тут. [
и там]
Кризис ДрДома, про который я писал всю зиму, сам-собой не прошел.. Аквамарин просто был временным уходом в экстремальный режим и ровно ничего не изменил.
Если формулировать коротко содержание
предыдущих серий, то: сейчас поток задач [завязанных на мне] - сильно превышает мои возможности. Построить некую, [обслуживающую этот поток,] организацию исключительно из волонтеров - оказалось еще сложнее, чем та задача, которую нужно решить [таким способом].
Наилучшее орг-решение: постоянная команда из 3-7 человек вокруг которой бы и строилось волонтерское движение. Это понятно уже давно. Мы имели на эту тему продолжительные споры, которые, всегда упирались в очень простое обстоятельство. У нас нет достаточного финансового потока, чтобы содержать даже одного меня. Что уж говорить про команду.
Вот, после Аквамарина я сел и накидал схему открытых проектов. Это вот, по каждому из этих проектов я должен, по идее, прямо сейчас что-то делать.
И вот, я медитирую на эту схему... И у меня только одна ясная и понятная мысль: "Что-то останется не сделанным". И вторая мысль, она так проплывает сзади первой: Да почти всё...
Да, деньги - больной вопрос. Да, нам больше нравится заниматься интересным, [обходясь минимумом благ], чем повышать качество потребления, [занимаясь не-интересным]. Да, и у нас у всех есть съемные квартиры, семьи, дети и прочие заморочки... И самое главное, - проекты. Деньги же нужны и для революции тоже, а не только виллы и яхты.
Кто бы там что не говорил про "некоммерческий дух" - все равно у каждого проекта есть бюджет и каждый проект требует времени. Некоторые, конечно, могут выйти и в плюс. На схеме, таких проектов -- два. Еще три -- "плюс-минус". Все остальное - непрофитные проекты. Вот я рассортировал проекты по деньгам.
Отдельно поясню про ±. ДрФесты, понятно, ожидаются в плюс, но могут выйти и в минус. ДрКнига - возможно выйдет в плюс в долгосрочном периоде, а выпущенный CD - это плюс "натурой", потому что продать этот тираж не получится, придется дарить.
В среднем, 8 из 10-ти проектов ДрДома не имеют коммерческого потенциала. Дефицит бюджета диктует свой, неправильный баланс внутренних приоритетов. Потому что, когда квартирная хозяйка хочет денег, становится не до стратегии...
Есть кое-какие идеи как можно вырулить на уровень самоокупаемой рабочей команды, но план пока очень примерный... И все-равно это время.. Не первый год я пытаюсь сочинить форму общественного финансирования, которая могла бы стать опорой нашего движения. Рассматривался вариант, когда сообщество скидывается ежемесячно в форме членских взносов или платной подписки... Но адекватной адаптации я что-то не вижу...
Внезапно, родилась еще одна идея. Если где-то есть примеры чего-то подобного киньте ссылками. Не общественное финансирование, а как бы «Общественная Страховка». - Идея вобщем-то, повторяет существующее положение вещей.
В течении прошедших 12лет существования ДрДома - сложные ситуации случаются регулярно. ДрФест в минус. Или, блин, разбил матрицу на ноуте. Или: ой, тут нужно Аквамарином заниматься, а надо срочно за квартиру.. Или нужен роутер для трансляций. Или новый винт для архивов... Или, например: пауза между проектами, заняться бы сайтом, но че-то денег ёк... Это реальные ситуации.
Есть несколько хороших друзей ДрДома, которые иногда поддерживают меня в трудные минуты. Как правило, я звоню им в случае жопы, обычно с формулировкой, "думаю, что смогу отдать после фестиваля..." Как правило, после фестиваля я звоню и говорю: срочно забери у меня денег, пока они есть! А мне в ответ: "да забей". Если бы не эти люди, возможно, никакого ДрДома бы уже и не было. Нужно просто, чтобы таких людей было не пять человек, а сто.
То есть, это такой, как бы Клуб "Переживающих за Судьбу ДрДома". )) Когда возникают проблемы, я тогда пишу письмо участникам этого клуба, о том, что у нас происходит и какие у нас сложности... Причем, не обязательно это только деньги. Иногда нужен кто-то с машиной/бензопилой/нефтяной вышкой... Вобщем, нужно сообщество где я мог бы просить помощи, когда она нужна.
Вот. Напишите что вы об этом думаете.
Что касается идей о том, как вырулить на уровень самоокупаемости фестивальной команды - то тут все банально, и ничего нового мне изобрести не удалось. Есть несколько теоретических вариантов откуда некоммерческая организация типа нашей может взять денег.
- Гранты-фонды. - Для этого надо зарегистрировать НеКоммерческую Организацию, подождать год-полтора (свеже-зарегистрированному НКО грант никто не даст). И освоить работу с Фондами... Хорошо бы отдельный человек на это.
- Коммерческая деятельность. - В сфере малого бизнеса в России все настолько плохо, что нас может выручить только какая-то сверхгениальная идея. ( она даже есть, но для реализации тоже нужна команда.) Еще кафешки на фестивалях и сувенирка. Причем ДрКафешки на фестивалях - я сознательно вывел из этой зоны. Мы делаем их с бесплатными ништяками и добровольными пожертвованиями в фонд сцены (пока эта история выходит в ноль) но мне кажется это идеологически правильным.
- Поддержка сообщества. - Это наш путь самурая и только благодаря ему мы 12 лет не сходим с дистанции. Однако, это путь по самому краю.
Нужно работать с фондами и тендерами. У государства куча заказов на разные молодежные мероприятия, тендеры на них сейчас можно и нужно выигрывать и мы это можем. Нам также нужно развивать специализированый интернет-инструментарий, про который я
много писал. На него вполне можно взять грант, кроме того. можно вписывать его развитие в событийные проекты, потому что он реально будет нам в организации событий помогать.
Что касается текущего момента и 20ти открытых проектов - я не вижу вариантов, кроме как отложить большую часть. Стремительно приближается Лето и надо срочно определяться в какие авантюры мы можем ввязаться, а в какие нет. И часть проектов -- до лучших времен.
Масштаб летних проектов - зависит исключительно от поддержки Сендеев. На эту тему я буду писать следующий текст.