из раздела Пресса

Apr 17, 2002 22:08

МУЛЬТИИНСТРУМЕНТАЛИСТ ПЕТР АЙДУ
Мир московской музыкальной молодежи сравним с бесконечно разнообразным, подвижным и ярким калейдоскопом. Сегодня мы представляем вам одну из наиболее интересных, на наш взгляд, фигур. Это 26-летний пианист Петр Айду.
Используя джазовую терминологию, Петра Айду точнее было бы назвать не пианистом, а клавишником. Впрочем, и это не совсем точно. В Московской консерватории он обучался сразу на двух факультетах - фортепьянном и композиторском, равно серьезно занимался в классе органа и на уроках по джазовой импровизации, а недавно начал осваивать старинные инструменты - гитару эпохи барокко и лютню времен Ренессанса. Сейчас Петр - ассистент-стажер на факультете исторического и современного исполнительства в родной консерватории, где совершенствуется в игре на клавишных инструментах. Это клавесин, клавикорд, раннее - так называемое "молоточковое" - фортепиано и романтический клавир. Лауреат международных конкурсов, Петр - солист Московской государственной филармонии, выступает с концертами в России и за рубежом.
Петр Айду - интеллектуал и эстет, лирик и фантазер, исследователь и концептуалист. Как у всякой талантливой, неординарной личности, у него - свое, оригинальное видение многих явлений, в частности - в области музыки.
"В современной музыкальной культуре я не вижу цельности, сопоставимой, допустим, с цельностью культуры барокко или, например, фортепьянной музыки XIX века, - говорит Петр Айду. - Я отмечаю много интересных вещей, но они не составляют единого "большого стиля" эпохи. Мы находимся, как мне кажется, на огромной горе из обломков цивилизации. И эти обломки мы как-то соединяем, стараемся реконструировать. Сейчас открыта замечательная возможность пользоваться стилями разных эпох и смешивать их в любых комбинациях. Это то, что я делаю в концертах, когда внутри единого замысла живет музыка различных времен, исполняемая мной, соответственно, на разных инструментах.
Петр Айду - инициатор изысканных концертных программ. Например, одна из них под названием "Испанские безумства" ("Folies d'Espagne") была посвящена четырехвековой истории фолии - танца, занимавшего в XVI веке нишу современного рок-н-рола и ставшего со временем образцом строгой величественности. В этой программе Петр последовательно играл на семи инструментах в составе Ансамбля старинной музыки при Московской консерватории.
Еще одна, придуманная Петром Айду, концертная программа была посвящена его любимому писателю и музыканту, немецкому романтику Эрнесту-Теодору Гофману. В честь гофмановского героя программа называлась "Различные воплощения капельмейстера Иоганнеса Крейслера". В ней исполнялись сочинения самого Гофмана, бетховенский канон "Hoffmann...", пьесы Шумана и Брамса, читались фрагменты биографии капельмейстера.
"Одна из причин моей симпатии к Гофману - это то, что он не является великим писателем, - говорит Петр Айду. - В нем нет объективности, "эталонности", он во всем человечен, он - живой. Он вдруг может резко переменить тему повествования, отвлечься на малозначимые истории или напомнить необязательные детали. И это гораздо больше "цепляет" мое сознание, чем когда все безупречно изложено. Мне кажется, что точка достижения некоего совершенства, это, в общем-то, точка умирания, - продолжает Петр. - На мой взгляд, первостепенное значение в искусстве имеет процесс движения. Это похоже на маятник. В тот момент, когда он раскачивается, происходит самое захватывающее. И совершенство достигается именно в движении, а не в остановке".
Петр Айду - активный приверженец синтеза искусств. С неистощимой фантазией он придумывает всевозможные "перформансы", а затем принимает в них самое непосредственное участие. Критики неизменно отмечают его харизматическую сценическую внешность. Особенно запомнилось москвичам представление, осуществленное Петром Айду совместно с известным российским художником Теодором Тэжиком во время Всемирной театральной олимпиады в Москве в прошлом году: гвоздем программы тогда стали специально построенные "звуковые мельницы" с высоко подвешенными гигантскими волынками. При всем том, Петр отчасти и "кабинетный ученый". Так, для балетного спектакля "Французский танец конца XVII века" он реконструировал музыку из "Учебника танцев" 1700 года. А еще у него удивительное и благородное хобби: Петр коллекционирует рояли XIX века. Он находит их в самых разных местах - даже городские свалки посещает. Там, по его признанию, рояль найти нельзя, но некоторые важные детали - вполне можно. Им спасено уже 7 инструментов. Один из этих раритетов выставлен в фойе концертного зала Московской консерватории.

с сайта http://www.vor.ru/culture/cultarch210_koi.html

press

Next post
Up