Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков

Sep 13, 2009 14:00



foto by marfeta

подготовка к препарированию рояля


foto by marfeta



foto by marfeta

Все фото

сбор отзывов в комментариях


Хватит мне писать байду,
Вместо этого пойду
Слушать Власика с Айду!

И пошел. И не только их слушать, а еще Амирова, Бушуева, Павлову и Шумилова. В общем, концерт "Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков" в Школе драматического искусства - произведения совершенно разных эпох и стран, посвященные колоколам и колокольному звону, но исполненные не на колоколах. Впрочем, в двух случаях небольшой отход от этого принципа имел место: Митя Власик в "Хоре наковален" Лэнга (жаль, что он сыграл только "громкий" вариант) использовал пластинчатые колокола, и еще в один пластинчатый колокол, висевший за сценой, ударял Ваня Бушуев в начале арии Валли из одноименной оперы Каталани (в программу она была включена, потому что о колоколах упоминается в тексте).

Как всегда у Пети Айду, помимо собственно исполнения, ценнейшим и важнейшим является организация музыкального пространства, экстрамузыкальные детали (свет, обработка звука), и концерт мыслится как цельное произведение, поэтому между произведениями никто не кланяется, а иногда один номер фактически наслаивается на другой. Начался концерт с того, что Айду, как будто не обращая никакого внимания на публику, прошелся по сцене, приблизился к клавесину, тронул клавишу и вот так стоя сыграл "Колокола" Берда.

Затем Власик с Бушуевым унесли клавесин, а Петя переместился за один из двух роялей без крышки, стоявших в центре зала - черный. На нем он сыграл "Звоны" Мусоргского-Худолея, после чего на сцену ворвался Федя Амиров в черном (Айду был в белом), сел за белый рояль, и они вдвоем исполнили "Светлый праздник" Рахманинова (тут оба произведения с первого концерта с этой программой).

Потом Амиров так же стремительно убежал, а Петя пересел за рояль XIX века, стоявший с левого краю (у этого рояля, кажется, некоторые струны звенели), и сыграл сначала ноктюрн "Монастырские колокола" Лефебюра-Вели, а затем "Колокольчик" Паганини-Листа (в первом случае дефис разделяет две части одной фамилии, в отличие от второго случая). На последнем проведении "Колокольчика" Амиров, на этот раз уже в красном, появился на сцене, по-клонуски приплясывая, и еще до того, как отзвучали последние аккорды, начал играть на черном рояле результат рефлексии третьего уровня - тот же "Колокольчик", уже Паганини-Листа-Амлена, далеко выбрасывая руки и время от времени бросая в публику зловещие взгляды. (Вот тут оба уровня рефлексии с первого концерта.) В конце первого отделения черным роялем вновь завладел Айду, который сначала, надев белые перчатки, деловито стал его подготавливать, в результате чего одна струна стала стучать, а еще несколько - звякать вполне по-колокольному.

Подошедший Бушуев время от времени поправлял на струнах лист бумаги. Все это делалось для "Ярила" Корндорфа - сложного и длинного произведения, имитирующего вроде как не только колокольный звон, но и пение птиц, а в конце его живое исполнение накладывалось на запись. (Честно говоря, в какой-то момент возникло ощущение, что сейчас с потолка на канате спустится Амиров в зеленом. Когда ближе к концу произведения кто-то в зале сзади открыл дверь и начал ходить, я предположил, что это как раз Амиров. Кто-то еще начал кашлять, кто-то шлепать губами, мобильный заиграл, это все досадно, конечно.)

Второе отделение началось с "Деревенских колоколов" Валле, которые Айду сыграл на лютне, причем заиграл еще за кулисами, вышел, сел у фисгармонии и в конце концов, играя, ушел обратно. Забавно было в таком варианте услышать произведение, в исполнении которого участвовал сам (играл в старом "Мадригале" на все тех же пластинчатых колоколах; не знал, кстати, что колокола Валле именно деревенские). Затем были сыграны "Колокола" "Вежливого отказа", причем от группы остался один Шумилов на своем карманном контрабасе, на черном рояле играл Амиров (в красном), на гитаре - Айду, а на барабанах - Власик (Митя в роли Митина). В рамках этой программы музыка "Отказа" оказалась, весьма условно говоря, введена в академический концертный репертуар. Слушая "Колокола", я вспомнил, что у Бифхарта есть инструментальное произведение "Evening Bell".

После этого Айду на черном рояле исполнил "Виселицу" Равеля, затем Власик сыграл "Хор наковален", а Бушуев - "Легкие ветерки вдалеке" Шаррино, сложнейшее произведение для флейты, все на тончайших дуновениях и пении нот наподобие стеклянной гармоники. К сожалению, немало народу в зале неадекватно это воспринимал, кто-то откровенно хихикал. Потом Амиров в черном на черном рояле исполнил подряд "Колокола печали и слезы прощания" Мессиана и жесткий ответ ученика - "Колокола прощания и улыбку" Мюрая. За этим последовала ария Валли ("Что ж - пойду отсюда далеко"): пела Наталья Павлова (прекрасно и артистично, причем разыгрывала как сцену из спектакля, выйдя на сцену уже во время исполнения, надевая клобук, и последние строки она пела уже уходя со сцены), Амиров играл на старом рояле, Айду на фисгармонии, а Бушуев после колокола - на старинном траверсе.

После этого Айду на старом рояле сыграл "Вечерние колокола" Листа, затем для исполнения его же "Карильона" присоединился Амиров на фисгармонии и, наконец, Айду за белым роялем и Амиров за черным исполнили "Звон" Маркелова, в котором опять-таки использовалась запись.
Побольше бы таких концертов - без лишних слов, без филармонической затхлости, с постановочным элементом, с внутренней идеей.
http://graf-g.livejournal.com/491373.html


Сент. 12, 2009 | 12:55 am
В соответствии с планами сегодня была в Школе драматического искусства на представлении "Маленькой коллекции колоколов и колокольчиков" - компилятивного произведения, составленного из весьма разнообразной музыки, так или иначе (в основном ассоциативно) связанной с колоколами и колокольным звоном. Петра Айду - "коллекционера" колоколов - я считаю одним из значительных музыкальных умов и академических архивариусов современности, наряду с Курентзисом, а пианиста Фёдора Амирова заприметила год назад на "детских" абонементах в консерватории, куда водила младшего брата.

Амиров оказался ещё эксцентричнее, чем я запомнила, но в его импровизаторской манере определённо есть нечто, что заставляет думать о тонкой и ускользающей сути музыки, о глубоком проникновении в природу звука.

Собственно, весь сегодняшний концерт был об этом - ускользающем, рвущемся, как осенняя паутина, моменте между тишиной и звучанием; призвуках, рождающихся помимо течения мелодии, как призраки на периферии зрения. Постепенно я учусь слышать эти призвуки чисто органического, вещного происхождения - что-то вроде скрипа струны, но внутри самой ноты; то, что отличает музыку человеческую от музыки ангельской; то жизненное, земное, что заставляло фаустовского гомункула искать "настоящего" рождения. И в диком номере с перкуссией, когда от ударов о металлические пластины искры из ушей летят, и в тишайших, притворяющихся случайными дуновениями, вздохах флейты, и в исполнении на двух роялях бисерной фантазии на тему колоколов из "Бориса Годунова" из сегодняшней "Маленькой коллекции" запечатлено чуть приметно земное несовершенство, микроскопическая кривизна, которая позволяет параллельным линиям нашего мира в конце концов пересекаться.

Неделю назад я побывала на фестивале военных оркестров на Красной площади и прекрасно запомнила ощущение, явившееся после того, как куранты пробили восемь и протрубили горны на Спасской башне: толпа начала умолкать, с Васильевского спуска начал двигаться с музыкой оркестр. Передо мной были площадь и стена Кремля, слева - Спасская башня, справа - Мавзолей. Левым ухом я слышала приближение оркестра и стук сапог, правым - мерное, потаённое гудение трансформаторов, и этот диссонанс движения и статичности, пространства и замкнутости породил впечатление абсолютной нереальности происходящего, Феллини был бы в восторге.
Зал "Манеж" Школы драматического искусства выстроен похожим на залы старинных театров: без приподнятой над партером сцены и с опоясывающими галереями. Насколько я понимаю, акустика там не то чтобы безупречная, но в этом и фокус: звук "бродит" по всему пространству, отражаясь от стен, запутываясь в сложносочинённом потолке. Айду выходит из нижней галереи поигрывая на лютне, вокалистка уходит в неё, допевая партию на ходу. Много воздуха, много места для движения, развития, игры - это лишает чисто постмодернистское по содержанию мероприятие скучающей фаталистической мины. Барочная увлечённость мирозданием снова с вами, здравствуйте.

И ещё сегодня я наблюдала живую фисгармонию.
http://runonlaulaja.livejournal.com/83296.html

photo, сoncert

Previous post Next post
Up