Мне нравится, что водительское удостоверение в Америке называется лицензией. Российское разговорное "права" - очень неудачное название, порождающее двусмысленные фразы вроде "у меня нет прав" или "каждый водитель обязан иметь права". Официальное "водительское удостоверение" получше, но длиннее чем "лицензия". А лицензия - это коротко и очень точно по смыслу.
Ещё мне всегда не давали покоя некоторые нелогичные особенности российских правил получения водительского удостоверения. Например, процедура сдачи экзаменов экстерном. Как учатся водить машину те, кто сдаёт экстерном? Ведь управлять автомобилем без водительского удостоверения незаконно.
В Америке процесс получения водительской лицензии в целом гораздо логичнее. Первый шаг - это изучение теории. С точки зрения лицензирующего органа этот шаг можно даже назвать нулевым, потому что на этом этапе претендент на лицензию ни с кем не взаимодействует. Он сидит дома и изучает книжку, которую специально для таких как он составляет на основе правил дорожного движения штата местный DOT (Department of Transportation, такая смесь ГИБДД и Росавтодора). Эту книжку можно бесплатно взять в офисе DOT, в любой публичной библиотеке или скачать из интернета. Теория довольно сильно отличается от российской. Сколько дорожных знаков утверждено в российских правилах? Штук 200-300? В нашем понимании в Америке их почти нет. В нашем понимании дорожные знаки - это пиктограммы. Количество таких знаков в Америке можно пересчитать по пальцам. Самый главный знак, который надо запомнить, - это восьмиугольный STOP, который стоит на каждом нерегулируемом перекрёстке. Почти на всех знаках словами написано, что нужно делать и как нужно ехать. При этом на экзамене вполне может попасться вопрос о том, что означает знак "SPEED LIMIT 45 MPH". Но такая простота и интуитивность знаков и разметки компенсируется тем, что большую часть теории занимает техника безопасности и административные тонкости. То есть чтобы пройти экзамен, придётся выучить, во сколько раз увеличивается вероятность аварии в случае DUI (Driving Under Influence, пьяная езда), какой при этом штраф и на сколько тебя посадят, если попадёшься на этом несколько раз.
После того, как ты выучил всё это, ты идёшь без записи в местное отделение DOT и сдаёшь "письменный" тест (в кавычках - потому что, само собой, он давным-давно сдаётся на компьютере). Тест состоит из 25 вопросов, из которых нужно правильно ответить как минимум на 20. То есть 80% против 90% в России. Стоит тест пять долларов. Если ты не сдал, попробовать пересдать можно на следующий день. Количество попыток неограничено, сдавай хоть каждый день, но каждый раз - пять долларов.
После успешного прохождения письменного теста, тебе прямо в офисе DOT проверяют зрения с помощью специального хитрого аппарата, который не обманешь. Кроме зрения никаких медицинских проверок не требуется, но с тебя берут расписку о том, что ты не страдаешь эпилепсией, психическими расстройствами, не сидишь на наркоте и так далее. Кроме того, записывают информацию о твоём росте, весе, цвете глаз и твоём желании быть донором органов в случае смерти: вся эта информация фиксируется на карточке разрешения или лицензии. После этого тебе выдают TIP (Temporary Instruction Permit), который официально подтверждает, что ты знаешь правила и технику безопасности и морально готов к тому, чтобы начинать учиться водить машину. На мой взгляд, это гораздо логичнее, чем учить теорию и практику одновременно, как это обычно делается в России. Фактически TIP уже разрешает тебе водить машину, но с одним условием: на пассажирском сидении рядом с тобой всегда должен находиться человек с действующей водительской лицензией. Не важно - сертифицированный инструктор или просто друг, который тебя учит или контролирует.
С мотоциклом немного другая история. В отличие от России, где теоретический экзамен на управление мотоциклом и автомобилем абсолютно одинаковый, в Америке это два совершенно разных теста. Пособия, соответственно, тоже разные. Пособие по управлению мотоциклом выпускается организацией под названием MSF (Motorcycle Safety Foundation). Причём сами правила (в российском понимании) отсутствуют в нём почти полностью. В книжке нет ни одного упоминания дорожных знаков. 99% пособия посвящено технике безопасности. Просто снимаю за это шляпу перед MSF. Из этого пособия я впервые узнал довольно много полезных и жизненно важных в буквальном смысле вещей, знание которых не волновало российскую ГИБДД, когда она выдавала мне удостоверение категории "А". Прочитав эту книжку, я вдруг понял, что в России культуры езды на мотоцикле в принципе нет и никогда не было. После успешной сдачи теории, мотоциклист получает TMP (Temporary Motorcycle Permit). Поскольку ехать с пассажиром на мотоцикле существенно сложнее, чем одному, ограничения у TMP не такие, как у TIP. TMP позволяет управлять мотоциклом, но только днём и только без пассажира.
Завершающий шаг - это сдача Road Test, теста на вождение. Существенное отличие от России в том, что сдать его можно только на своей машине. Ну, или на машине друга - имеется в виду, что DOT машину не предоставляет. Можно сдавать на автоматической коробке, это никого не волнует, и лицензия всё равно будет полноценной. Площадки нет: никакой змейки и эстакады, только город. Но навыки параллельной парковки показать всё-таки придётся, причём в боевых условиях - в городе. Сам тест довольно прост и незатейлив: едешь по городу, следуешь правилам и выполняешь инструкции экзаменатора. Инструкций с подвохом не бывает. Среди тонкостей: надо демонстративно посматривать в зеркала и держать большую дистанцию, остальное - в целом, как в России. Road Test можно сдавать хоть сразу после получения TIP или TMP. Но на него нужна предварительная запись. Ближайшая запись в моём городе была почти через два месяца после письменного теста. Мне хотелось получить лицензию побыстрее. Я поузнавал, можно ли сдать в другом городе, оказывается - можно. Главное, чтобы в том же штате. Записался на тест в соседний маленький городок, где очередь была всего полторы недели. Стоит тест на вождение так же - пять долларов. Если завалил, можешь сдавать в любое ближайшее свободное время. Но учитывая, какие тут очереди, лучше сдать сразу. После сдачи теста на вождение ты тут же получаешь заветную полноценную карточку Driver License. Как раз сегодня я её и получил, с чем меня можно поздравить.
Что касается On-Motorcycle Test, тут мне не повезло. Площадка, на которой проходит тест на вождение, закрыта на ремонт на неопределённое время, поэтому надо тоже ехать в другой город. Но найти мотоцикл, на котором можно было бы сгонять, пока не получилось. Есть вариант сходить на сертифицированные курсы и получить сертификат, который заменяет On-Motorcycle Test. Но это стоит где-то 150 долларов, а мне как-то жалко. Так что пока потерплю - мотоцикл ночью и с пассажирами в ближайшее время всё равно водить не планирую.
Поскольку паспорт для гражданина США - совсем необязательный документ, и получается он только если необходимо ехать в другую страну, основным удостоверением личности в Штатах является водительская лицензия. Водят машину тут все. Но если вдруг по каким-то причинам у тебя нет желания или возможности получать лицензию и водить машину, тот же самый DOT может выдать тебе точно такую же карточку с пометкой "Non-Driver Identification Card".
Лицензию необходимо получать в том штате, где ты постоянно проживаешь. При переезде нужно менять. При этом в некоторых штатах просто печатают свою лицензию, забирая у тебя лицензию другого штата, а некоторые особо гордые штаты не признают другие лицензии и заставляют пересдавать тесты. А если у тебя есть водительское удостоверение другой страны, в некоторых штатах (в таких, как мой) его необходимо сдать на хранение в DOT при получении лицензии штата. Если оно тебе понадобится для заграничной поездки, выдадут обратно в обмен на свою лицензию. Непротиворечивого объяснения такой практике я не нашёл. А требование отдать им моё российское удостоверение, которое я немалыми трудами обновил буквально в этом году, я посчитал чересчур наглым. Поэтому я им сказал, что у меня его нет.
Теперь у меня есть целых две лицензии на управления автомобилем. А послезавтра будет и сам автомобиль. Об этом в следующем выпуске.
UPD: Как справедливо заметили читатели из штата Вашингтон, всё вышеописанное касается в первую очередь штата Северная Дакота. В других штатах правила могут быть другими.