"В Третьяковской картинной галерее можно увидеть картину замечательного русского художника Николая Николаевича Ге "Что есть истина?" Сюжет ее взят из христианской мифологии и состоит в следующем. Римлянин Пилат задает Христу вопрос: "Что есть истина?" Лицо Пилата необыкновенно реалистически изображенное художником, выражает нескрываемую иронию и даже злорадство. Задавая вопрос, он вместе с тем как бы говорит: "Не верю что ты дашь ответ..." (Яхот Овший Овшиевич. "Что такое истина". 1957 г. Государственное издательство политической литературы" )
Абсолютная истина. - Метафизика под абсолютной истиной понимает неизменность человеческого знания. Рассматривая все предметы и явления как неизменные и раз навсегда данные, метафизика и всякую истину принимает как раз и навсегда данный и готовый результат познания. Диалектический материализм отрицает такого рода абсолютные истины. Познание представляет собой исторический процесс движения от познания к знанию, от знания отдельных явлений, отдельных сторон природы к более глубокому и полному ее познанию, к открытию все новых и новых законов ее развития. Каждая ступень познания ограничена уровнем науки, историческими условиями жизни общества, которые неизбежно делают наши знания о природе относительными, т.е. неполными. Но истины, открываемые нашим познанием, будучи относительными, вместе с тем содержат в себе и частицу абсолютной истины, так как они правильно, хотя и неполно, отражают объективный внешний мир. Поэтому познание посредством неполных, относительных истин приближает нас к абсолютной истине, т.е. к полному и всестороннему познанию объективного мира. Однако исчерпывающее познание объективного мира немыслимо. Это было бы возможно лишь при условии, если бы материальный мир перестал развиваться, если бы он остановился в своем движении и исчерпал себя. Но этого никогда не будет. Мир находится в состоянии вечного изменения и обновления. Следовательно, и познание, которое есть мысленное отражение внешнего мира, так же неисчерпаемо и не может никогда закончиться, как неисчерпаем и бесконечен мир.
Объективная истина. - Объективной истиной марксизм считает такое содержание наших представлений, которое правильно отбражает природу, объективный мир. Например, утверждение естествознания, что земля существовала до человечества, есть объективная истина. Идеалисты, отрицающие объективный мир, существующий вне и независимо от сознания, не признают объективной истины. В противовес идеализму диалектический материализм утверждает, что наши знания, проверенные на практике, являются достоверными знаниями, имеющими значение объективных истин.
Относительная истина. - Процесс познания мира и его законов также бесконечен, как бесконечно развитие природы и общества. Наши знания на каждой данной ступени их развития относительно верны, все более углубляясь и уточняясь по мере развития науки. Так, атом считался неделимым до начала ХХ века , когда было доказано, что он в свою очередь состоит из электронов. Электронная теория строения материи представляет углубление и расширение наших знаний о материи. Но и то, что известно теперь науке относительно строения материи, не является последней и окончательной истиной.
«...Диалектический материализм настаивает на временном, относительном, прибизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна» (Ленин).
Утверждая относительный характер истин нашего познания, диалектический материализм в то же время считает, что каждая относительная истина означает приближение к абсолютной истине, что каждый шаг научного познания содержит элементы абсолютной, т.е. полной, истины. Непереходимой грани между относительной и абсолютной истиной нет. Совокупность относительных истин в их развитии дает абсолютную истину.
«Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны» (Ленин).
Конкретная истина. - Истина, утверждает марксизм-ленинизм, всегда конкретна, так как все зависит от условий, места и времени. Марксизм отрицает существование абстрактных истин, якобы годных для всех времен, и требует конкретно-исторического подхода при объяснении явлений. Так, например, требование буржуазно-демократической республики в условиях царизма в 1905 году в России было революционным, а в условиях СССР оно бессмысленно и контрреволюционно, ибо буржуазная республика в сравнении с Советской республикой есть шаг назад. Всякое определение если оно берется абстрактно, вне всяких связей и отношений, становится бессодержательным и бессмысленным. Таковы, например, абстрактные понятия «равенства», «добра», «демократии» и т.п. Понятие равенства приобретает смысл лишь в том случае, если рассматривать его конкретно: равенство кого с кем? в чем? Нет также «демократии вообще», а есть демократия буржуазная и демократия пролетарская, социалистическая.
Абстрактной истины нет, учит марксизм, истина всегда конкретна.
Краткий философский словарь. Под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. 1939
Краткий философский словарь. Под редакцией М.Розенталя и П.Юдина. 1939