В детстве я была ужасная мечтательница. Мечтала буквально про всё: как мы поедем летом в дом отдыха, как в меня влюбится вот этот мальчик, какой у меня будет дом, как мы будем отмечать новый год, как я поеду в Нижний, какие у меня будут кошки, как я буду одеваться, когда вырасту… Мечты эти были подробные до мельчайших деталей. Иногда я даже записывала. Лет в 15 в мою жизнь пришла суровая реальность в виде первых в жизни романтических отношений, и на этом примере я вывела формулу распределения ресурса: «если хочешь, чтобы что-то сбылось - не мечтай про это, а то все силы потратятся на мечты, и реальности ничего не останется». Это был первый мальчик, о котором я стоически не мечтала в ключе «вот он в меня влюбится, и тогда…» - и именно он и влюбился. Эти два факта - «я не фантазировала» и «всё получилось» встали у меня в голове в строгую и непоколебимую логическую последовательность, и мечтать я перестала. Так началась взрослая жизнь.
Мечтать было нельзя, поэтому взрослая жизнь была хотя и очень увлекательная, но всё-таки довольно грустна я и серьезная, полная самоедства и неудовлетворенности собой. Потому что «я урод», «поставь себе цель и иди к ней», «ты ничего не можешь добиться в жизни» и прочие прелести. Фантазировать-то уже нельзя, а то тем более ничего не получится! А и так уже не особо получается.
А потом однажды мне попались какие-то материалы про
допаминовое подкрепление, и я узнала, почему у меня было такое восхитительное детство. То есть как. У меня оно на самом деле было крутое, потому что отличные родители и отношения с ними, куча интересных книжек и хорошие друзья. Но фоном ко всему этому были моя дикая застенчивость, унизительный детский сад, унылая и злая школа, дурацкий район и многочисленные комплексы. Почему при таком соотношении сил мое детство было счастливым? В каждую свободную минуту я мечтала. Я мечтала на уроках (потому что там было скучно), я мечтала по пути из школы, за обедом, по дороге в художку и музыкалку и обратно, и еще немного вечером перед сном. У меня был восхитительный воображаемый мир, но для мозга он был реальный. И он был настолько прекрасен, что я регулярно получала допаминовое подкрепление за свои мечты. Потому что мозгу всё равно, происходят эти вещи на самом деле или только в нашем воображении. У меня всё это было взаправду.
Я бы не сообразила про всё это подумать, если бы вдруг, незаметно для себя, после более чем десятилетнего перерыва не начала мечтать снова. Однажды мне было очень-очень плохо, и я не могла из-за этого заснуть, и от скуки стала придумывать идеальную свадьбу. Не свою, а вообще. И сама не заметила, как, наконец, расслабилась и уснула. Потом, уже скорее из любопытства, в аналогичных ситуациях повторяла это упражнение, и оно всегда работало. Потом спектр тем расширился, и туда попали уже лично мои вопросы (моя идеальная свадьба, мой дом, моё будущее, моя жизнь в другом городе - и так далее), и во всех случаях эти мысли меня успокаивали, радовали и вдохновляли. Тут, правда, есть одна фишка. Фантазировать надо честно - в смысле, с полной отдачей и безо всякой привязки к реальности. Не пытаться подогнать мечту под обстоятельства, а мечтать так, как будто всё у тебя для этого есть. И не отвлекаться на то, что на самом деле денег не хватает, времени нет, и вообще всё смутно. И не наказывать себя за то, что это - абсолютные фантазии. Мечтать, так мечтать!
Хотя, конечно, этот метод подойдет не всем. Нормально мечтать можно только из зоны комфорта (в разумном понимании этого слова, а не в том, когда из нее зачем-то нужно выходить). Еще три года назад у меня бы с фантазиями ничего не вышло. У меня не было сил, я не чувствовала себя в безопасности, отношения с миром не выстраивались, быт был мучителен, а люди - опасны. Я находилась в самом низу своей персональной пирамиды потребностей, и сама мысль о мечтах причиняла боль. Любые попытки намечтать что-то обрывались мыслями «никогда, никогда ничего этого у тебя не будет, ты ленивая неудачница!». А это - лучший метод всё испортить. Мечты нужны не для того, чтобы примерять их к реальности. Они не инструмент целеполагания, они сами по себе.
Не знаю, есть ли тут мораль и универсальные рекомендации, но когда в мою жизнь вернулись мечты, мне стало гораздо спокойнее. У меня есть более-менее уютная реальность и выдуманный мир, в котором всё так, как я хочу. Несколько вариантов развития одной и то же ситуации, например. И я не готова отказываться ни от одного. И не буду. Это же мечты.