О духе народа можно судить по набережной курортного города. Спрос и предложение тут обнажены, едва не буквально. Бросается в глаза «похвальное» постоянство: проходят годы, десятилетия, но тут почти ничего не меняется. Все те же шалманы, лавки с сувенирами, поставленные так и сяк, словно завалы камней на стремнине... Столики с турами, художнички-карикатуристы... Почти нет кафе, на которые приятно смотреть. Каждый на свой лад зарабатывает здесь свою дешевую летнюю копейку, не прибегая к излишней фантазии.
Не меняется и вид людей. Они консервативно непритязательны, одеты в курортном стиле их бабушек - и при этом не стесняются показывать трудовые горбы тяжелой жизни, захватывающие в основном поясничный отдел. Молодых, прикольных и красивых почти не встретишь. Они, очевидно, избегают подобных мест.
По нашим набережным идешь, как сквозь строй. У каждого шалмана свой репертуар, поэтому через каждые десть метров тебя накрывает новой волной голимой попсы, преподносимой на предельной громкости. Поют безголосые музыканты - ту же курортную попсу или привычный набор шлягеров русского рока. В добавление к какофонии орут маленькие дети. Под ногами крутятся детские автомобильчики (нельзя же придумать для сей забавы другого места, кроме переполненной набережной), так что надо постоянно лавировать - уходя от столкновения как с ними, так и с другими гуляющими, вдруг вставшими в ступор у очередной лавки с курортной бижутерией...
Торгующие, как и все прочие, не стараются ничего изменить (стараются ничего не менять, сохранить дух места, столь ценимый аборигенами). Да и зачем? Отдыхающие возмутятся и не приедут? Как же! Маленький юг огромной северной страны обречен на успех. А тут и заграничные курорты до кучи позакрывались. Так что все равно припрутся - нравится им (как мы все тут устроили) или не нравится. Одни потерпят, другие, добравшиеся из совсем медвежьих углов, может быть, даже оценят: у них такого нет!
Странно при этом, что все годы эксплуатации места и тепла не сделали приморские городки симпатичнее и богаче. Все деньги миллионов отдыхающих, прошедших по этим улицам, - словно утекли сквозь пальцы.
И все же было бы не благородно обвинять кого-то в отсутствии вкуса - помня их возможности, историю этой страны, ее климат, да мало ли что - все, что мешало им... стать утонченными ценителями прекрасного.