Генеалогия Запада

Aug 23, 2008 23:05


Вся знаменитая западная демократия и свобода вышли из стремления к наживе и неограниченному накоплению богатства. Протестантизм - такая мозговая зараза, которая сразу делает людей (и социумы) богатыми и "свободными". Ни в одной католической, тем более православной стране такой тяги к "демократии" не было (чуть не написал: "Бога боялись!"). Демократии, конечно, условной: после завершения Английской революции избирательным правом пользовались лишь те, кто имел 200 фунтов стерлингов в недвижимости или земле. Не теперешних, само собой, фунтов. Добавим, что это все были маленькие страны, и в них все было по-домашнему, как у нас в курской губернии. Короли ездили на ослах и велосипедах, и недовольство двухсот жителей какой-нибудь деревни было достаточным поводом для революции.

Причем колониализм входил неотъемлемой частью в эту "демократию", (иначе бабло-то откуда брать для сытой жизни?) - ибо все, кроме протестантов, были дурными людьми и врагами Господа. Протестантов же Господь благословил копить богатство прямо здесь на земле (в отличие от прочих ничтожных христиан). Дал им, так сказать, эксклюзивное право.

Знаменитый немецкий философ и социолог Макс Вебер в работе "Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира" пишет о "профессиональной этике пуритан", отказавшихся от универсализма любви, рационализировав "всякую деятельность в миру как служение положительной воле Бога, в своем последнем смысле непонятной, но единственно в таком аспекте познаваемой" - как подтверждение обладания Божественной милостью! Если ты, конечно, преуспел. Материальный мир для пуритан - угодный Богу материал для выполнения людьми их долга. "Это было по существу отказом от спасения как цели, достижимой людьми вообще и для каждого человека в частности, и заменой ее надеждой на даруемое без основательной причины и всегда только в данном частном случае милосердие Божье".

Протестантизм породил индивидуализм, а индивидуалист сам себе церковь и сам себе мораль. Этика в протестантском варианте свелась к исполнению мирского долга, то есть к благотворительности. Ни о каком братстве во имя любви к людям, как творениям Божьим, на котором настаивают традиционные конфессии - речи нет.

"Демократические революции" избавили человека от всех рамок, препятствующих обогащению, и вообще всего, неудобного для жизни. Таким образом они "расколдовали мир". Более того, протестантский капитализм освободил человека от надмирных ценностей, сделал его абсолютно свободным по отношению к царству идеалов, то есть снял с него все запреты - и ввергнул его в чудовищный космос рационального капиталистического хозяйствования, из которого индивиду нет выхода. Так определена трагедия современного человека.

Русские же всегда были стихийные гоббсисты (последователи философа Гоббса) и считали всякую власть священной и целиком отдавались государству.

В конце концов, эта меркантильная идея "свободы" принесла один здоровый плод, то есть родила представление о гражданских правах отдельного человека, придумала для него маленькую защитную стеночку от давящего его государства. И за это ей, конечно, четь и хвала. Только нельзя забывать, что все войны последних двух веков - это были войны за свободу и благополучие отдельного народа, и что подобная "свобода" легчайшим образом обходится без гуманизма, ибо декларировала, что не существует ценностей, более важных, чем насущные и очевидно (рационально) полезные. А вот с таким взглядом на вещи мы согласиться никак не можем.

Вебер, капитализм, теоретическое

Previous post Next post
Up