Советский проект был амбициозен и ужасно дорогостоящ. И очень походил на религиозный. Да и был им. И как христианские идеологи, художники и «песнопевцы» рисовали райское будущее человека, так же и идеологи и «песнопевцы» советские, поэты, писатели, в том числе фантасты - трудились над райскими картинами настоящего или недалекого будущего. Трудились не по приказу, а по совести. Во всяком случае, многие и время от времени. И жертвы (гигантские, ужасные) казались оправданными - и необходимыми, как всем фанатикам, ибо Царство Небесное силою берется. Равнозначно и царство коммунизма.
Советский проект, при котором закрывали и уничтожали храмы, тем не менее - можно назвать и новым христианством и новым гуманизмом. И догмы и боги у этого «христианства» тоже имелись, разумеется. Советский проект отрицал «ветхого человека» с его наживой, эгоизмом, сластолюбием - и прочими «грехами», существование которых было невозможно без так называемой «свободы». Поэтому «свободы» в советском проекте не предусматривалось (как и в христианстве) - вплоть до полной переделки самого человека, а до этого - условий его существования. Очень верили в эти «условия», от которых, якобы, все зависит. Мол, исчезнут все капиталистические «пятна» - и человек распрямится и станет совершенным… Как там в анекдоте 70-х: «”Не доживу!” - воскликнул Бог и заплакал». Так все и получилось.
Само собой, отдельные «пятна» имели место и после всех рубок и переделок. И ужас был в том, что они оказались невыводимыми. Они оказались неотъемлемой частью человека. Ибо советский проект не учел одной важнейшей вещи: человек НЕ хорош! И не пресловутые «условия» тому виной, хотя, понятно, что и они тоже. И что «условия» есть не причина нехорошести, а ее следствие. Люди - боевая машина природы, призванная выживать и побеждать, призванная размножаться и добиваться для этого наилучших условий. В них заложена «агрессия» (читайте Лоренца), сластолюбие, «эгоизм» и пр. А мораль, гуманизм - это все надстройка, фрейдовское Сверх-Я, правила и запреты, налагаемые на индивида коллективом для благополучия последнего. Но, впрочем, и первого. Только индивид не понимает, тяготится, нарушает - и получает волну следствий и ответного насилия.
Более того, люди не равны изначально, не равны по всем пунктам: возрасту, месту рождения, семье, своим физическим данным (красота, сила), уму, способностям и т.д. А хорошо жить хотят все. И компенсировать свои недостатки, неравенство стартовых условий, нехватку того и этого они могут: лучшие - через упорство и подвиги, но подавляющее большинство - только через насилие, подлость - и бесчувственность ко всем жертвам. Чтобы исчезли эти прискорбные явления - люди должны быть абсолютно одинаковы, появляться в инкубаторе и развиваться в общежитии. Но даже и там будет иметь место случайность, которая сделает одних неравнее другим. Будут иметь значение старшинство и опыт. И это так же убьет равенство. Однако так или иначе царство максимального равенства - генетически, технологически - все же можно устроить, - но захотим ли мы такого мира, не станет ли человек неотличим от робота или муравья, который ничего не хочет «плохого», а только одно «хорошее» и полезное всем? Это и есть антиутопия, про которую нам писали те же фантасты. Ибо стремление к «хорошему», к переделке человека очевидно закончится одним: его уничтожением. Для «светлого» мира он не годится.
Так возрадуемся тем несовершенствам, которые есть сейчас - и перестанем мечтать об утопиях и переделках. Главный враг благополучия государства - его граждане (как говорил еще Макиавелли). Главный враг человека - он сам.