Потомки Каина

Nov 05, 2013 00:02



История Каина и Авеля - это очевидный отголосок базового близнечного мифа, то есть истории двух братьев-демиургов и культурных героев (см. Мелетинского). Суть «института» культурного героя: добыть, изобрести для людей ценности. По всему выходит, что Каин «изобрел» земледелие, а Авель - скотоводство. Более того: первоначально Каин, видимо, «изобрел» и много чего другое - если судить по родословной его потомков: один из них был «отец всех играющих на гуслях и свирели», другой был «ковачом всех орудий из меди и железа». А еще один был, кстати, «отец живущих в шатрах со стадами». Именно потомки Каина были изобретателями. Его же потомком был и праведник Ной, - если устранить путаницу с двумя Енохами - от Каина и от потомков Сифа. В противном случае смысл деталировки родословной потомков Каина становится совершенно непонятным... То есть: все мы - потомки Каина, прав Гумилев. И в этом смысле греховность людей восходит к первоубийце Каину - и это тоже соответствует парадигме близнечного мифа, согласно которой близнецы часто враждуют, и один из братьев портит положительные «изобретения» другого и вносит в творение раздор: создает акул, женится на Пандоре, изобретает смерть…

Характерно, что в библейской истории «лучшим» из двух оказывается младший брат. Это отзвук матриархата и минората. Сохранился отголосок и в русской сказке, где положительный герой - всегда младший брат.

Выбор же Богом как предпочтительного - жертвоприношения пастуха Авеля, а не земледельца Каина, - обосновывает «выбор» предков евреев именно скотоводства - после периода первичного земледелия в Передней Азии. Иными словами - это отказ от земледелия, оседлости и государства. Кстати, еще во времена царя Давида евреи были в основном пастухами. И выбор библейскими евреями царя - это выбор и возврат к земледелию.

Такая вот реконструкция.
<Картинка: Марк Шагал, "Каин и Авель">

сказки на ночь, мифологии, реконструкции

Previous post Next post
Up