Зачем нужна товарищ женщина?

Sep 29, 2011 03:03




Возвращаюсь (по наводке друзей) к старой теме - взаимоотношений сильфид и фавнов.

Итак: зачем нужна мужчине женщина? (Зачем наоборот - пусть ответят другие.)

Кроме очевидного: ради борща, порядка и секса - женщина заставляет мужчину шевелиться. То есть быть "мужчиной". Без женщины и созданных ею (или вместе с нею) проблем мужчина с удовольствием остался бы мальчиком. Самому ему не так много надо, и он легко может прокормить себя одного. По природе он эгоистичен, легкомыслен, расслаблен и неглубок. Глубоким его делают великие конфликты, которые приносит в его жизнь женщина - через любовь, измены, уходы, разрывы, через привязанность, болезнь и страх за детей.

Секс или просто отношения с женщиной (любовь пока оставим в стороне) - повышают твою самооценку. Ты кому-то интересен. То есть женщина есть зеркало достоинств мужчины.

С другой стороны, она есть приз за старания (страдания), фокус стремлений, цель, ради которой не хило попотеть. Как говорил Александр Сергеевич: все на земле творится, чтобы обратить на себя внимание женщин. Тем самым, женщина - арбитр усилий. Награда удачливого, веселого, интересного, богатого, удобного, "правильного" фавна…

И ведь как бы ни хотел мужчина быть и оставаться мальчиком, жизнь предоставляет ему для этого мало возможностей. Мальчик слаб и неопытен. Ему трудно, оставаясь инфантильным, играть драму жизни. Ему нужен помощник. И женщина есть этот универсальный помощник. Она может быть соратником, она может быть приемлемым лицом человечества. И даже голосом совести, потому что она человечнее мужчины.

И она может быть внешним наблюдателем, который подтверждает, что все хорошо.

Человек - общественное животное, ему нужно быть среди людей. На худой конец, "среди" одного человека, которому он доверяет, который раздражает его меньше других. Кто может компенсировать всю или почти всю потребность в людях. А так же в нежности, ласке и сексе, потому что все это заложено в нем, как неистребимые "инстинкты". Кто может удержать и усилить его, как контрфорс зазнавшуюся стену.

Собственно, это и есть главная причина объединения людей: надежда на усиление. Вдвоем люди в самом деле становятся более боеспособной единицей, хотя еще более беспомощными по отдельности. Они хороши лишь в привычном симбиозе. Поодиночке они тускнеют, тоскуют и делают глупости.

Или, преодолев себя, становятся в конце концов сильнее, лучше постигают свое "я", привыкают жить без костыля и помощника, без сочувствия и ответа. Может, даже, делаются ярче, ибо не отвлекаются на посторонние проблемы. То есть они пытаются стать полноценными и без второй платоновской половины. В том случае, если "я" одиночки не погрузится в солипсизм и мизантропию.

И вообще, на что только человек не ставит, чтобы облегчить свое бытие: на алкоголь и йогу, творчество и революцию. Он хочет полноты бытия и ищет анестезию от него. И не есть ли любовь - искомая полнота? И анестезия?

Вот мы дошли и до нее.

Любить другого человека, как правило, все же противоположного пола, - самый простой путь к счастью. Любящие друг друга стремятся быть вместе, ибо именно так испытывают самое большое удовольствие. (Надо думать, образ другого вызывает вырабатывание эндорфинов, всего-то. Представляю, что чувствует алкоголик при виде слова "Массандра" на обочине дороги.) Пусть частое повторение одного и того же человека - лучший способ пресытиться им.

Поэтому можно избегать любви, чтобы не пресытиться, избегать видеть другого, чтобы не попасть в зависимость, не создать оков, не разочароваться.

Но куда деться от такой мучительной вещи, как отягощенность собственным полом? Эта валентность должна быть закрыта, чаша уравновешена.

Человек нуждается в драме. Жизнь скучна без интриги и сюжета. Любовь - самый лучший поставщик сюжетов, творец романа - с тобой в качестве главного героя.

И как человек нуждается в интриге, так человечество нуждается в сверхидее. Одна из таких идей и есть любовь. (Есть, впрочем, и другие: справедливость, равенство, революция, Бог… дача в Переделкино…) Она ложна, как и всякая сверхидея. И она спасительна, как всякий миф. Любовь ведь и правда есть, только ей не суждено избавить от всех проблем. Наоборот, она способна породить новые.

Но это не страшно. Страшно, что ты становишься чьим-то. Только с этим человеком ты должен жить, спать, ходить, беседовать, обедать. Или преимущественно с ним. Обсуждать и принимать решения, мучаясь от несовпадения желаний, постоянно отступая и отказываясь от важного и дорогого. Пусть это тоже школа.

Быть чьим-то = не быть самим собой, пусть люди практически не видят разницы. Ибо плохо могут определить, что есть они сами? Это очень заковыристый вопрос, не для этого поста.

В общем, женщина есть самая желанная цель и главное событие жизни. Женщина есть конец свободы - или, во всяком случае, промежуточный финиш. В паре есть что-то логически законченное. Хорошая пара - красива. Она эгоистична, ей никто не нужен. Пара замкнута в себе и через это самодостаточна. У нее нет соблазнов, самое главное для каждого - рядом и в его распоряжении. Это недолгое, но завидное состояние.

В конце концов, на красивых женщин просто приятно смотреть. Они одно из немногого, что украшает действительность. Поэтому хочется закрепить приятный объект рядом.

Потребность в женщине (и наоборот) можно понять так же из принципа дополнительности. То есть другой пол обладает дополнительными качествами, или они ярче в нем выражены. В женщине больше нежности, смирения, теплоты - и бескорыстного стихийного веселья. Мужчины никогда не смеются так открыто и так часто. Женщины естественнее и "чище" - в смысле свободы от ненужных сверхкритических психических актов и антиномий. Женщина умеет быть счастлива, умеет быть довольна малым. В женщине больше веры и воздуха. Она легче скользит по земле. В ней меньше дикости и свирепого самоутерждения, в ней больше детскости и наивности. Но и реализма тоже. Или потребности в нем - ибо она слаба и уязвима. Одним словом, в ней много того, чего мало в мужчине, в чем он нуждается, тянется, учится. Он уравновешивает женской разумностью и покоем свою мятущуюся душу. Женщина приземляет его, но и делает взрослее, "нормальнее".

В общем, суть - в уравновешивании односторонне развитых качеств. Ведь и сильны мы не исключительно сами по себе, но за счет наших друзей и родных. Значит, в том числе и наших жен.

Но, в общем, все зависит от конкретного фавна. Художнику женщина нужна как модель, писателю - как сюжет. Поэту - как необходимое в жизни несчастье. И необходимая в жизни надежда.

Женщина - это бледная тень инобытия, агент космоса, обещающий нам чудеса других миров. “Она подарила ему длинные перевитые тени и шуршание черного бархата. Он протянул к ней руку и коснулся мха, травы, вековых деревьев, радужных скал” (Роберт Шекли).

Но если оставить в покое романтику, то суть будет проста и банальна: человеку нужен тот, кто оценивает и любит его за что-то. Пусть весь мир молчит и не замечает. В этом завуалирована любовь к самому себе, вынесенная наружу и "объективированная" во внешнем наблюдателе. Мужчина в любви к женщине любит всегда себя, к которому стремится приблизиться и стремится узнать, как брата, как любовника.

Нет, ты не сочинил его, ты его завоевал. Ты одержал хоть маленькую, но победу. Ты стал для кого-то важным (может быть, даже самым). Пусть все это скоро лопнет, как мыльный пузырь. Ибо все обольщающиеся разочаруются. Но сближение двух монад - есть одно из немногих чудес этой жизни. И, в конце концов, вся любовь к человечеству и к Богу произошла из простой полубессознательной симпатии к партнеру по удовлетворению сексуальной страсти.

(PS: В посте я изредка цитирую свою работку "Саломея, или о красоте (amor tenebrarum)". См. метку "о красоте".)

из жизни сильфид и фавнов, любовь

Previous post Next post
Up