То, что мы выбираем из пяти тысяч роз одну - и привязываемся к ней, и доверяем ей, и превозносим больше всех - недопустимая наивность. Надо понимать, что из-за следования этому мудрому рецепту - и произойдут все несчастья. Ибо остальные пять тысяч роз без одной - ничуть не хуже и не лучше. То есть в чем-то хуже, а в чем-то лучше. Будет очень странно, если ты с первой или десятой попытки попал в яблочко и выбрал лучший во всех отношениях приз. Особенно если тебя двадцать лет, и ты ни хрена про жизнь не знаешь. Да и награждать тебя, собственно, еще не за что.
(Мне-то повезло. Но я и сам один такой.)
Попадание в брак - это тоже до некоторой степени манипуляция. Тебе внушают, как тебе будет хорошо, как незаменим другой человек, как он будет тебе помогать, веселить, насколько лучше вам будет вместе, чем порознь. Он принесет с собой часть неизвестного тебе мира, и ваш общий мир станет немного больше.
Потом оказывается, что все немного не так, не так хорошо и просто, но ты уже чувствуешь ответственность за принятое решение, ты не можешь отписать его, уже не незнакомого человека, уже "своего", словно выкинуть на улицу прирученного котенка. А потом ты привыкаешь сам - и разорвать брак кажется вообще невозможно, как бы ни был он тяжел. А кому теперь легко?..
Лишь чья-то страсть, вспыхнувшая к постороннему, может прикончить его. Дубиной в висок.
Поэтому нет ничего удивительного, что недавний вроде бы абсолютно "свой" словно по мановению волшебной палочки может вдруг сделаться хуже чужого. Он просто возвращается в докультивированный психикой вид.
Брак - это боль, и когда длится, и когда рушится. Другой человек - он действительно другой. Вы не совпадаете в желаниях, или они не совпадают во времени. Вы разного хотите, вы по разному чувствуете - и потому, что просто разные, и потому, что мужчина и женщина.
Зато моменты, когда вы чувствуете одинаково, когда есть совпадение - это ни с чем не сравнить! Вы словно попали в резонанс. Монада выходит за рвы своей крепости, разоружается и умиляется. Это удивительные по кайфу состояния. Тогда такая нежность, такая полнота любви! Ради них и оправдан брак.
Но их так мало, этих моментов, а иногда их нет совсем. Долго-долго. И ты не знаешь: будут ли они? Зато есть каждодневный диссонанс, когда кажется, что вы не совпадаете ни в чем… Плачь пограничного стражника: 360-тысяч воинов и печаль… И пусты и пусты поля…
Сильных людей очень мало. Человек всегда склонен использовать другого, даже в качестве проблемы - только бы не быть одному. Беспокойство за другого, любовь к другому, досада на другого - наполняют жизнь. Без этого его жизнь теряет организующее начало и едва не самый смысл.
Другой - связующее звено с бытием. Ради него ты сделаешь много того, что не сделаешь для самого себя. Можно любить его до потери пульса - ибо, на самом деле, в этой любви скрыта любовь к себе. Я не могу без тебя жить! - означает, что меня должен любить изо всех сил еще кто-то. Всегда помнить обо мне, как я о себе помню, всегда быть рядом, как я у себя рядом. За это я разобьюсь в лепешку, ибо покупаю любовь к себе.
Разлука невообразима, потому что пропадает льстящее мне зеркало: ведь другой всегда лучше. И его надо заставить нуждаться во мне. Но в результате и ты насмерть нуждаешься в нем. Вы вроде как связаны общим интересом.
Но как детей начинает тяготить забота родителей, так и "другого" начинает тяготить твоя тенденция доминировать в союзе, рулить, сознательно или бессознательно использовать "другого" для своей эгоистической любви.
И потом затянувшейся разлукой бывшие любовники прекрасно показывают, насколько были нужны друг другу. Что невообразимость разрыва тоже было мифом, и никто никому не нужен.
Настоящая любовь - эгоистична. Ты не можешь вообразить жизнь без другого, потому что в тебе слабо личностное начало, потому что никто не самодостаточен. Полюби самого себя - и ты станешь свободным.
Человек не любит себя - еще Ницше это заметил. Часто и не за что. Или это было хитро внушено Сверх-Я (общественной моралью) глупенькому Оно. Отсутствие любви к себе вовсе не освобождает от эгоизма - или стремления жить как можно лучше. Это биологический инстинкт и к сознанию имеет мало отношения.
Мы можем любить лишь "своего" другого. Другого как другую часть своего Я, как одну из собственных опор, как прикрывающего спину напарника. Но даже призыв любить "чужого" другого - основан на том, что он - часть человечества, так же, как и мы, - то есть наш брат по року, по одиночеству во вселенной. Без него одиночество стало бы еще заметнее и, может быть, невыносимее.
Другой - ад и избавление сразу. Он мучителен как стена, и спасителен как лестница. Другой - сплошная антиномия, собственно, как и твоя душа. Загляни себе в душу - и ты увидишь другого. И, в конце концов, для любого встречного - ты тоже другой. И ты не можешь объяснить, как вы похожи, потому что в чем-то вы абсолютно разные. Так, наверное, интереснее, что здесь столько непохожих. И это очень больно, что лишь актом формального приручения и упорного самоубеждения ты можешь назвать другого своим, прекрасно зная, что это не так.