Дух капитализма

Dec 01, 2014 21:26



Читая Макса Вебера - понимаю, что «дух капитализма», о котором он пишет, не присущ значительной части русского народа. «Дух капитализма» - это когда работа и извлечение прибыли превращаются в профессию и главный смысл жизни. Русские в целом остались традиционалистами, то есть людьми, трудящимися ровно столько, сколько нужно, чтобы жить. А это - плохое условие для построения нормального капитализма. С другой стороны, в России полно алчных до наживы людей - и, согласно Веберу, это тоже препятствие для нормального построения капитализма. Ибо здесь нужна не алчность, а рациональность.

То есть русскому человеку действительно присущ, скорее, дух социализма: совместное извлечение минимальной прибыли. При этом оказывается, что социализм - есть форма традиционализма, а не передовой социальный строй, как уверяли нас классики.


Ну, а капитализм - это когда одиночка, либо семейная группка бьется с упорством берсерка за свою прибыль, измеряя все ценности - количеством дохода. Поэтому в американских фильмах герой до сих пор может пойти на любой риск и любое преступление, если ему светит за это пачка денег. Простота их (героев) психических актов всегда вызывала у меня изумление и казалась выдумкой сценаристов, не способных и не желающих искать в персонажах (своих досужих фантазий) метафизические глубины. Главное, чтоб фильм смотрелся и из А без затей получалось Б. Но, похоже, что сценаристы были правы - и никаких глубин нет, и все тут действительно просто, как дважды два.

Потому что с точки зрения «духа капитализма» наличие пачки денег говорит о твоем уме, трудолюбии, смелости, свободе. В общем, - «рациональности». При этом ты уменьшаешь свою реальную свободу до предела, но совершаешь это свободно, в условиях свободного рынка и предложения - и для потенциально большей свободы и благополучия (не своих - так своих детей). Мораль тут не при чем, мораль не рациональна, во всяком случае, не так узко-рациональна, как очевидная пачка денег. Мораль хороша, лишь пока она отвечает рациональности, то есть пользе. Хотя в идеале, по Веберу, дух капитализма - это хоть и дух наживы, но, - наживы честной. Нечестная прибыль приносит вред - а это не рационально.

Но это все в идеале, ибо честная нажива - вещь, видимо, достаточно мифическая, потому что настоящей наживой занимаются люди, далекие от сантиментов. Их поведенческая парадигма выстраивается, скорее, так: моя жизненная сила против твоей жизненной силы. Есть некоторые препятствия в виде законов, но для преодоления их существуют (рациональные) инструменты (юристы, взятки, быстрые ноги и пр.) Тут вам и суперрациональность и супермотивация. Все дело в победе, кто кого съел: я тебя или ты меня? И деньги - главная награда победителя, как принцесса в сказке.

Но митьки ведь никого не хотят победить. И пугающая и чарующая красота русской идеи заключается в том, что Ивану-Дураку нужна действительно царевна, а не пачка денег. Пачка денег нужна ложному герою. Как Дурак - настоящий герой поступает нерационально, он опирается на чудо, так как действует с точки зрения традиционалистской парадигмы правильно. И о завтрашнем дне совершенно не заботится.

Если есть хорошая компания и плавленый сырок (со всеми дополнительными ингредиентами) - то, что еще, по большому счету, нужно русскому человеку для счастья? По большому счету - ничего. А уж на плавленый сырок и ингредиенты русский человек всегда заработает. В общем, не нужен русскому человеку западный капитализм, пошел он лесом!

Вебер, мифологии, капитализм, Россия, традиция

Previous post Next post
Up