Благой популизм - понизить цены

Sep 27, 2014 17:24


Кто-нибудь вспомнит, когда в России падали цены на продукты, ЖКХ или общественный транспорт? Лет двадцать такого точно не было, если не все сорок. С телеэкранов нам сообщают о том, что государство все более нежно заботится о нас, однако никто наверху не решается совершить этот психологически важный слом - не просто затормозить рост цен на жизненно важные товары и услуги, но именно понизить цены (боятся, что народ привыкнет к хорошему). Вот и в последние недели, несмотря на падение цен на нефть,  бензин вновь взлетел вверх.

Показательна изуверская логика российских нефтяников. Когда цены на бензин растут в условиях подорожания нефти, они бодро рапортуют о том, что рост отечественных цен на бензин диктуют изменения на мировом рынке. Однако, когда цена на бензин повышается в условиях падения цен на нефть (как сейчас), находится хитрый аргумент - бензин взлетает вверх, чтоб на внутреннем рынке компенсировать потери от удешевления нефти на рынке внешнем.

Серьезные люди с серьезными лицами выдают эти тезисы в СМИ, рассчитывая, что “пипл схавает”. Однако позиция таких “аналитиков” очевидно кощунственна для народа, ведь при любом сценарии бизнес выигрывает, а граждане проигрывают. Почему-то считается, что поддержание высоких доходов нефтяников - это важная национальная задача, ради которой граждане должны затянуть пояса.

Между тем, это более чем логично - решиться понизить цены на бензин, на ЖКХ, на проезд (в более радикальном варианте - и на жилье, и основные продукты питания), после чего закрепить тарифы на приемлемом уровне. Либералы-монетаристы взвоют о нарушении принципов “невидимой руки рынка”, однако они забывают,  что ради интересов собственных граждан даже самые передовые с их точки зрения западные страны применяют достаточно жесткое ценовое регулирование.

Организованное государством снижение цен на указанные товары и услуги не слишком потревожить даже бизнес-сообщество. Энергетика, коммуналка, топливо, транспорт - зона монополистической конкуренции, характеризуемой сверхдоходами. Игроки на этих рынках, мягко говоря, сомнительные - в основном это государственные, полугосударственные или бывшие государственными частные компании, которые после приватизации лишь проедают общественное достояние, не производя ничего нового. Реальный же производственный сектор никак не пострадает, а только выиграет.

В здоровом обществе такие компании как "Мосэнерго" или  "Роснефть" должны быть лишь элементами инфраструктуры или обеспечения производства, нацеленными не на самостоятельное получение прибыли, а на обслуживание тех, кто эту прибыль генерирует - промышленности, сельского хозяйства. Разве не абсурд, что алчные авиаперевозчики, прожорливое якунинское РЖД, нефтяные спекулянты скапливают финансовые капиталы, значительно большие, чем производственники?

Понизить бы раза в два цены на бензин, и на железнодорожные билеты. И закрепить. Это было бы действительно круто, при этом технически не очень пыльно. Кабинет министров, который пойдет на это, будут вспоминать добрым словом десятилетиям. Однако, здесь требуется широкий исторический размах, а не мышление хапуг-временщиков.


деградация, бедные люди, развод, олигархия, нефть

Previous post Next post
Up