Спектакль под названием «Выборы в Госдуму» закончился. Роли не очень убедительно сыграны, бюджеты освоены. Народ это шоу по большей части игнорировал, и правильно делал. Драматургия была не столь высока, поэтому кульминация не получилась захватывающей - четверо думских партий власти, пытаясь изобразить борьбу не на жизнь, а насмерть набрали голосов в примерно тех же пропорциях, что и раньше. Однако есть и некоторые любопытные детали постановки.
«Единая Россия» выступила неплохо. Основная прорежимная партия, которая еще пару-тройку лет назад боялась прикреплять свой ярлычок к агитационным материалам, изображая самовыдвиженцев, в этот раз вышла к людям открыто. На то, чтоб впарить ее избирателям работала вся мощь государства, включая фальсификаторов. У «едросов» все на мази - опять Дума будет набита этими вороватыми гоголевскими персонажами, человеко-пиджаками.
КПРФ сумела собрать основные сливки от растущих протестных настроений в обществе, получив хороший результат и укрепив свои позиции. Сыграли свою роль и растущие лево-консервативные настроения в социуме, и то, что зюгановская партия смогла притянуть голоса людей, недовольным ковидными ограничениями. Наконец, партии помог Навальный, призвавший либералов голосовать за думских сталинистов, как наиболее весомую альтернативу сине-белому медведю.
ЛДПР откровенно провалилась. Стареющий Жириновский в этот раз никого не обливал водой на дебатах, не призывал посадить и расстрелять. А кроме бессменного вожака-харизматика у них никого толком нет. Видимо, скоро ВВЖ будет уходить со сцены, и не понятно, найдется ли кто-то способный удерживать ЛДПР на плаву.
«Справедливая Россия - За правду» выступила средненько, не зажгла. Повторить результат 2011 года (13,24%) не получилось. За «эсеров» традиционно голосовал социал-демократический избиратель (при всей условности этого понятия), поэтому противоестественный сплав этой повестки с донбассовским ура-патриотизмом, похоже, не принес партии положительного эффекта. Дрейф иуды Прилепина к Миронову не прибавил электорального веса их общей конструкции.
Зато настоящей звездой новых выборов стали «Новые люди», которые преодолевают 5%-барьер и становятся еще одной думской партией (если не случится форсмажор на финальном этапе подсчета голосов). Партия президента косметической компании «Faberlic» Алексея Нечаева, появившаяся недавно, сильно выступила на региональных выборах в 2020 г. и сумела ворваться в Думу. Слагаемые успеха - грамотное окучивание умеренно-либеральной публики, любителей стартапов и городских проектов, плюс большое финансирование и «зеленый свет» со стороны Администрации президента. Ну а то, что от Нечаева в парламенте ждать какой-то вдумчивой оппозиционности не приходится, говорит тот факт, что он является членом Центрального совета ОНФ.
Были ли эти выборы честными? В «долгом государстве Путина» думские выборы давно уже стали политехнологией, а не актом политической борьбы, какими они были в первой половине 90-х. Государственная машина выдала тот результат, который был нужен для сохранения правящего олигархата. Думские выборы больше повлияют не на жизнь простых людей, а на кошельки игроков внутри системы, которые перенаправляют в ту или иную партийную сторону денежные потоки.
В России давно уже создана не суверенная, сувенирная демократия - формальность, дань скрижалям парламентаризма, в которые не верит ни власть, ни общество. Красивая побрякушка, которая нужна для создания имиджа, чтобы скрыть струпья и язвы. В этот раз было много подтасовок, но разве это что-то меняет? Каких-либо возможностей оспорить результаты на улице, в формате массового протеста, в сентябре 2021 г. нет. Уличная политика зачищена. И это, пожалуй, главное отличие нынешней предвыборной кампании от прошлых.