Лукавая история

Aug 15, 2020 23:33




Разговор о Белоруссии стоит начать с самого главного, основополагающего вопроса - о взаимоотношениях с Россией. С того, что нам здесь в России следует измерять именно этой мерой все происходящие в Минске процессы, ведь в конечном счёте не нужна никакая Республика Беларусь, независимая от РФ, равно как и Россия, навсегда расставшаяся с Киевом и Минском - неполноценное образование. В принципе, если вы считаете, что Беларусь - це Европа, а Московия - это азиатский Мордор, и вместе им не быть, то дальше можно не читать.

Понятно, что объединить великороссов с белорусами в одной стране, подобно тому, как, например, ФРГ слилась с ГДР - задача не из легких, и самой выгодной позицией остается выступать за Союзное государство как переходный этап к историческому воссоединению. Задача объединения Москвы и Минска является на данном этапе не столь революционной по форме, как кажется, она возможна без разрыва прошлых договорённостей и может проходить в рамках тех международных норм, которые были приняты в 90-е годы. Тогда, в период «дикого капитализма», парадоксальным образом на этом направлении было осуществлено намного больше правильных шагов, чем в нынешние годы «державности» и «суверенной демократии».

Больше Путина для дела воссоединения РФ с РБ сделал дедушка Ельцин, в годы президентства которого с 1996 по 1999 год был принят ряд двусторонних договоров, итогом которого стало это надгосударственное образование единым Парламентом и Госсоветом, Постоянным Комитетом. В Союзе предполагалось принятие унифицированного законодательства, а также единый флаг, герб, гимн, единая валюта. Всё это весьма одушевляло русских людей по обе стороны границ, измученных «парадами суверенитетов». Не случайно Егор Летов, в творчестве которого тогда еще не остыли баррикады Верховного Совета, на концерте в Петербурге в 1997 году кричал в зал: «Слава союзу Белоруссии и России! Слава Белоруссии! Слава России!».

Александр Лукашенко, молодой президент соседней Республики, казался многим настоящим героем, который начнёт возрождение СССР (ну, или Российской Империи). Вялый, слабеющий Ельцин казался решительному Лукашенко удобным внешнеполитическим партнёром, а однозначный, не лукавый курс на интеграцию с Россией был понятен и принят жителями Белоруссии, отдающим голоса за Батьку, которым гордились. Белоруссия в конце 90-х и начале «нулевых» была своеобразной «образцовой Россией», до которой должна дотягивать сама РФ. Помнится, в своё время по сети гуляла фотография, снятая с воздуха - граница между двумя членами Союзного государства: со стороны Белоруссии -поля засеянные, со стороны России - поля заброшенные.

Курс на «образцовую Россию», где белорус подавался как работящий, не пьющий русский с советским знаком ГОСТ, соблюдался Минском примерно до 2006 года. Этот период можно назвать золотой порой Союзного государства, однако основы, заложенные в 90-е, требовали развития интеграции, которая всё более тормозилась. Лукашенко отдалялся от России, тяготея к многовекторной политике, постепенно им был выбран курс на формирование независимой белорусской идентичности с самостоятельным историческим бэкграундом. Заигрывание с самостийностью усилилось в Белоруссии за последние пять лет до такой степени, что белорусские публицисты, заявляющие о необходимости объединения Минска и Москвы в единое государство, получают тюремные сроки, хотя по сути они озвучивают лишь то, что предлагал сам Батька на заре своего длинного президентства. Согласно недавнему опросу, 54,8% опрошенных в РБ высказались против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались 20,4 % респондентов.

Сложившаяся ситуация прискорбна и трагична. Следует признаться самим себе, что современные жители Белоруссии не хотят присоединения к РФ, хотя этот процесс был основным трендом, благодаря которому Лукашенко цементировал свой режим в первые годы правления. Ответственность здесь лежит не в меньшей степени на российской политической элите, провалившей белорусское направление. Сегодня Минск также потерян для Москвы как и Киев. За все постсоветские годы российская власть не утруждала себя в создании в Белоруссии политической силы, нацеленной на объединение с Россией. Не велась никакая последовательная работа в сфере культуры, медиа, образования политических партий, которая убеждала бы белорусов, что они - тоже русские и должны вернуться домой. Вместо этого наблюдались лишь неуклюжие попытки московской олигархии заполучить контроль над экономикой РБ, встречавшие отпор со стороны белорусских властей и белорусского общества.

Здесь стоит приблизиться к сути последних выборных процессов в Республике. Порядка 45% предприятий Белоруссии - это госпредприятия, причём около 25% всех предприятий республики - убыточные. Минская власть путём толкового государственного планирования обеспечивает заказами старые заводы и совхозы с большим штатом работников, а сохранение занятости обеспечивается даже с потерей экономической эффективности. В Белоруссии как массовое явление сохранились советские люди, понимаемые, как работники и специалисты крупных промышленных и аграрных предприятий. Эти трудящиеся - ядерный электорат Лукашенко. Прежде всего, это люди в возрасте 45+. Они понимают, что поглощение белорусской промышленности московскими хищниками означает приватизацию их места работы«эффективными менеджерами», которые устроят массовые сокращения и ликвидацию социального обеспечения работников. При этом у белорусских рабочих и крестьян (здесь без иронии) есть понимание, что прозападная бел-чырвона-белая оппозиция в экономическом плане - это те же самые приватизаторы. Заявления Тихановской в духе «я обычная домохозяйка, если изберёте - проведу перевыборы и вернусь к своим пельменям» лишь усиливает страх перед «диким капитализмом».

С другой стороны, от Лукашенко накопилась усталость в белорусском обществе. Он теряет молодёжь и средний возраст. В последний год власть откровенно злит людей. Например, присваивает себе волонтёрство и помощь медикам в период активного распространения коронавируса, при том, что врачам не оказывается должная финансовая поддержка. Ну, а фальсификации на выборах не вызывают сомнений у думающих людей. Экономика стагнирует, она закредитована, «образцовые русские» потеряли свой былой лоск. Белорусской промышленности и сельскому хозяйству нужен выход на большие рынки, которые есть в РФ (вот и экономическая программа для интеграции, которая будет выгодна жителям Белоруссии). Кстати, даже 20% сторонников объединения с Россией - это хорошие стартовые позиции для русского кандидата на выборах в Белоруссии, которые при одновременно разумном и массированном подходе к пропаганде могут легко удвоиться и утроиться.

В противостоянии первой и второй категории белорусов не так просто найти своих и чужих. Что толку радоваться тому, что Батька не допустил «майдан» снизу, если он проводит «майдан» сверху, поддерживая литвинство? Белорусские протесты не проходят под лозунгами против русских и нацистскими знамёнами? Да, это так, антилукашенковский движ выглядит лучше, но он ведёт к погрому устоявшейся экономической модели и власти демагогов либерального толка, вооружённых уличными вопилками с митингов. Делу объединения РБ и РФ не поможет ни чужой, ни хищник, а углубление Союзного государства уже невозможно с Путиным и Лукашенко.

СССР, Белоруссия, геополитика

Previous post Next post
Up