"Левада-центр" выдает свежие данные - 64% опрошенных, исторический максимум, уверены в особом пути русского народа против 12% в 1992 году, когда большинство считало, что рельсы железной дороги на востоке обрываются где-то в направлении от Москвы к Нижнему - а есть лишь пути на Запад, куда нам так надо, вслед за блестящими иностранными локомотивами, хоть на задрипанной дрезине. Сегодня утром на "Эхе Петербурга" продублировали опрос - за дрезину, на которой поросенок Петр свалит из "Рашки", наоборот, проголосовало 94% (за особый путь - 6%).
Всё это весьма показательно. Все мы знаем, на каких платформах скапливаются любители порассуждать, что кругом безнадега и тлен, имперские фантомные боли, кровавый Берия и маньяк Малюта, никак не изжитое вековечное рабство и репрессии, за которые нужно каяться, лоб себе расшибив в поклонах, лишь бы, наконец, в приличные люди выбиться, примерить европейский сюртук.
Помнится, попал в 2007-м, кажется, году на встречу с Гарри Каспаровым. Гроссмейстер еще не успел превратиться в закоренелую демшизу и выдавал сносную аналитику, однако очень его коробило от термина "суверенная демократия", предложенного Сурковым. Мне это запомнилось - прямо таки закипал оратор.
- Не может быть у России никакой своей особой демократии, она для всех одинаковая!, - распылялся Гарри Кимович, речь его становилась быстрой и сбивчивой.
Интересно, как восприняли бы Гарри Кимовича в Израиле, если бы он стал рассказывать публике, что нет в Тель-Авиве никаких "особых путей", что евреи - народ абсолютно обычный, ничем не примечательный, к тому же слегка дефективный - веками, дескать, не мог свое государство основать, к тому же в лагеря шел безропотно, потворствовал властям, не созрев для демократии.
Ну или хотя бы представим эту сцену в небольшой восьмимиллионной Швейцарии, где каждый кантон из нескольких десятков деревень доказывает, что он уникален, не говоря уж о том, сколько сил германоговорящие швейцарцы, ценящие горную свободу, потратили на то, чтобы дистанцироваться от всех замешанных на орднунге германский Рейхов.
Народам свойственно считать себя великими, необычными, выдающимися - а русским особенно. И это нормально, даже здорово - аномально обратное поведение, отрицание национальной инаковости.
Российская власть давно стало умнее каспаровых, поэтому использует патриотизм в своих целях, хотя наверху желающих стать машинистом мчащейся на Запад ржавой дрезины или, так даже лучше, прицепного вагона-ресторана, забитого золотом, куда больше, чем тех, кто хочет прокладывать сквозь тайгу свою скоростную магистраль.